На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Исмаилова"

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


Поляхов А.Н.

Приложениек к книге Шермана

"Война на Тихом океане"

Генеалогия авианосца

Первенцы

Авианосец родился в Англии как корабль для одной операции: уничтожения базы дирижаблей в Вильгельмсгафене. Сделать это было возможно только с воздуха. Так как радиуса действия имевшихся самолетов было недостаточно, чтобы достигнуть цели с территории, контролируемой союзниками, было решено "придвинуть аэродром поближе" - поднять самолеты с корабля. Выбор корабля для экспериментов проходил по принципу - кого не жалко. Не жалко было "белых слонов" (легких линейных крейсеров адмирала Фишера): адмирал Битти после Ютландского боя категорически отказался включить их в состав Гранд Флита. Поэтому было решено перестроить оказавшиеся не у дел корабли в авианосцы. Полученные в ходе экспериментов с "Furious" и "Argus" данные показали, что любой крупный корабль можно переделать в носитель палубных самолетов. Оставалось понять какую пользу такие авианосцы могут принести флоту.

По мнению одних офицеров, эти корабли должны были взаимодействовать с главными силами флота. Задачей авианосца в этом случае было обеспечивать линкорам воздушную разведку и истребительное прикрытие. Другие предсказывали авианосцу будущность рейдера: палубные самолеты должны были обнаруживать суда, а авианосец - топить их артиллерийским огнем. В способность палубных самолетов уничтожать боевые корабли противника не верил никто, кроме некоторых летчиков.

Учитывая значение, придававшееся в то время линейным кораблям, можно было предполагать, что авианосец еще долго останется в ранге вспомогательного корабля, исполняя извечную мечту адмиралов - "заглянуть за горизонт" миль так на сто.

В соответствии с этой концепцией в конце двадцатых годов были заложены "Hermes" (Англия) и "Хошо" (Япония). Эти небольшие, умеренно быстроходные, небронированные корабли с 20-25 самолетами послужили родоначальниками легких авианосцев Второй мировой войны.

Нежеланные дети

В 1922 году планы моряков и кораблестроителей были спутаны Большой Политикой. Вашингтонское соглашение погубило на стапелях и кульманах новейшие линейные корабли и крейсеры. Разборка на лом угрожала уже почти готовым кораблям. В поисках спасения уже вложенных в эти гиганты огромных денег вспомнили о экспериментах с " Furious ". В результате началась перестройка линкоров и линейных крейсеров в авианосцы. Целью этих работ было не получение корабля для определенных целей, а именно спасение от уничтожения материальных средств - корпуса и механизмов с минимальными новыми затратами. Так появились "Lexington" и "Saratoga" в США, "Акаги" и "Кага" в Японии, "Courageous", "Glorious" и "Eagle" в Англии, "Bearn" во Франции. В результате моряки получили корабли, которых они не просили и назначение которых было им совершенно непонятно. Для ведения разведки авиагруппы этих кораблей были излишне велики, скорости хода превышали, как правило, эскадренную скорость главных сил флота. Живучесть новых кораблей, набитых авиационным бензином и боеприпасами, представлялась катастрофически низкой. Самолеты 20-х годов требовали для летных операций исключительно тихой погоды. Единственное серьезное оружие самолета - авиационная торпеда была все еще маломощной и ненадежной. Вооруженный ею самолет в случае аварии при взлете мог представлять большую опасность для своего носителя. Расходы на содержание авианосцев пробивали в тощих послевоенных бюджетах ВМС изрядные бреши. Приведенные выше причины могли бы отсрочить появление больших авианосцев на десятки лет. Но корабли уже строились, и протестовать было поздно.

Не удивительно, что у адмиралов перспектива появления новых авианосцев восторга не вызвала. Стремясь избавить свои соединения от этой обузы, они потребовали установки на авианосцы тяжелой артиллерии. Логика была следующая: этот корабль совершенно для нас бесполезен так пусть хотя бы не отвлекает для своего охранения "нормальные" корабли. Появление на авианосцах 8-дюймовых орудий не способствовало увеличению численности авиагрупп и размеров ангаров. В результате корабли получились большими, дорогими и малоэффективными.

Парадоксально, но основное значение "вашингтонских авианосцев" состоит в том, что они своим появлением вынудили конструкторов заняться разработкой палубной ударной авиации, а стратегов - вопросами ее применения. Поскольку отправить новенькие корабли на металлолом было нельзя, следовало найти им работу. Не пользуясь особой любовью высших чинов, они же и послужили полигоном для экспериментов.

В целом эти "авианосцы поневоле" можно считать побочным порождением трагически оборвавшейся линии развития линейных крейсеров. Из-за очевидных недостатков получившихся кораблей она прервалась и была забыта, казалось навсегда...

 

Ситуация повторилась во время Второй мировой войны. Убедившись в эффективности авианосцев, американцы захотели иметь их "сразу, много и дешево". Для этого были перестроены девять незавершенных крейсеров - получились "Индепенденсы". Они унаследовали "родовой признак" своих предков: малую для своего водоизмещения авиагруппу.

Японцы после Мидуэя пошли дальше и начали переделывать в авианосцы все подряд - от линкора в высокой степени готовности до сухогруза. В результате к концу войны они имели много мелких авианосцев, большая часть которых была способна нести лишь истребители. А еще был "Синано", стыдливо окрещенный "авианосцем снабжения", авиагруппа которого должна была насчитывать... 40 самолетов (при водоизмещении в 70000 т). Невозможность обеспечить эти корабли обученными пилотами превратила их в мишени для американской авиации. Деньги и ресурсы, потраченные на эти корабли, можно было использовать более разумно.

Первые законнорожденные авианосцы - ударные.

Энтузиастам-экспериментаторам тридцатых годов помогало то, что большие авианосцы были построены с запасом - "на вырост". Несмотря на бурное развитие авиации, корабли устаревали относительно медленно - построенные в двадцатых годах, после модернизации они свободно принимали самолеты сороковых. Изменить же состав авиагруппы было несравненно проще, нежели заменить артиллерийское вооружения линейного корабля. И появление в середине 30-х годах пикирующих бомбардировщиков и удачных торпедоносцев неожиданно сделало авиацию и ее носителей - авианосцы - грозным оружием.

Первыми это осознали (и сделали надлежащие выводы) японцы. Уступая своему противнику в количестве линейных кораблей, они интенсивнее других искали новые приемы борьбы за господство на море и не оставили без внимания потенциальные возможности авиации. Важным фактором был приход на должность морского министра адмирала И.Ямамото, проходившего в свое время службу на "Акаги" и влюбленного в авианосцы. С этого момента японцы сосредоточили значительные усилия на строительстве кораблей этого типа. Строительство велось как в рамках соглашений так и в обход них. Параллельно шло создание самой эффективной в мире палубной авиации.

Однако, если с авиацией дело обстояло еще более или менее благополучно, то с авианосцами было сложнее. "Акаги", "Кага" и "Хошо" "съели" 2/3 отведенного авианосцам Вашингтонским договором водоизмещения, и два следующих авианосца пришлось втискивать в оставшиеся 30 тысяч тонн. Результатом этого стал отказ от бронирования и, соответственно, снижение живучести ради максимальной численности авиагруппы. Таким образом, "Хирю" и "Сорю" стали первыми кораблями в подклассе ударных авианосцев. За первыми последовали "Секаку" и "Дзуйкаку", большие по водоизмещению (договорные ограничения уже были отброшены), но по прежнему с небронированными полетными палубами.

Правительство США в 30-е годы рассматривало военно-морское строительство как средство преодоления промышленного кризиса. Постройка крупного боевого корабля позволяла загрузить промышленность, создавала рабочие места. Все строящиеся в тот период авианосцы США были ударными, поскольку американцев привлекала возможность обеспечить максимальное количество самолетов на единицу водоизмещения. О низкой боевой живучести, видимо, особенно не задумывались. В руководстве флота все еще не верили в возможность авиации топить боевые корабли, и авианосцы предназначались скорее для борьбы с многочисленными японскими военными объектами на Тихоокеанских островах, чем для захвата и удержания господства на море. Стремление повысить ударную мощь авиагруппы и автономность в ущерб защищенности корабля наблюдалась у американцев до конца Второй мировой войны. Они предпочитали усилению бронирования авианосцев усиление истребительного прикрытия авианосного соединения. При сопоставимых силах это приводило к весьма спорным результатам.

Авианосец для Атлантики

Авторы концепции авианосца - англичане - пошли своим путем. После завершения работ по перестройке в авианосцы легких линейных крейсеров и "Eagle" они удерживали первое место в мире по численности кораблей этого класса и до второй половины 30-х годов новых не закладывали. Построенный в 1937 году "Ark Royal" дал начало новому типу авианосцев. Бронированная полетная палуба обеспечивала кораблю высокую боевую живучесть. За это пришлось заплатить некоторым снижением автономности. Так как корабли предназначались для борьбы с немецким флотом в Северной Атлантике или с итальянским в Средиземном море (вблизи как своих баз снабжения, так и авиационных баз противника) решение представляется идеальным. В целом сочетание получилось удачным, и за первым кораблем последовала серия из 6 единиц по улучшенному проекту.

Бронированные полетные палубы должны были иметь и недостроенные немецкие и французские авианосцы.

В СССР велись эскизные проработки по перестройке линейного крейсера и проектированию легкого авианосца, но развития они не получили.

 

В конце 1941 года в мире насчитывались следующие авианесущие корабли:

Англия

Ударные бронепалубные 4 в строю 2 в постройке 1 погиб
Реконструированные 1 в строю   3 погибли
Легкие (экскортные) 1 в строю несколько в постройке 1 погиб
Учебные 1 в строю    

Английские авианосцы вступили в войну, не имея общей организационной структуры во флоте. Авианосцы 20-х годов уже устарели, а новые - только что поступили в состав флота. Использовались, обычно, поодиночке и парами совместно с линейными силами, при поиске кораблей противника, рейдах против береговых объектов, переброске авиации на отдаленные базы в составе формируемых для этого соединений. Применению авианосцев группами препятствовала малочисленность боеготовых кораблей. Палубная авиация была откровенно слабой, надежды на скорое получение новых машин не было. В результате одни из самых удачных кораблей своего времени не могли быть использованы с полной эффективностью до получения американских машин.

США

Ударные большие 2 в строю 2 в постройке
Ударные средние 2 в строю  
Реконструированные 2 в строю  

Американские авианосцы также не имели своей структуры в составе ВМС. В момент начала войны шло интенсивное переоснащение авиагрупп новыми типами машин, завершившееся только летом 1942 года. Уровень подготовки пилотов был недостаточен, но значительное число учебных центров позволяло рассчитывать на быстрое восполнение потерь в личном составе. Авиагруппы не были подготовлены к проведению координированных атак авиагруппами нескольких авианосцев и к организации взаимодействия самолетов различных типов. В руководстве флотом было мало людей, верящих в потенциальные возможности авианосцев. Существенное преимущество американским кораблям давала радиолокационная техника, отсутствовавшая у противника.

Япония

Ударные большие 2 в строю 1 в постройке
Ударные средние 2 в строю  
Реконструированные 2 в строю  
Легкие 6 в строю 2 в постройке

Японские авианосцы были сведены в постоянные объединения (дивизии) из 2-3 кораблей, с соответствующей структурой управления и снабжения. Дивизии включались в высшие соединения переменного состава - ударные соединения и флоты. Машины палубной авиации соответствовали требованиям времени, а новый палубный истребитель A6M - легендарный "Zero" - был лучшим в мире самолетом этого назначения. Подготовка пилотов была на высочайшем уровне на больших авианосцах и на достаточном на малых. Боеспособность авианосных соединений снижалась в связи с отсутствием резерва пилотов и недостатками в средствах связи.

Германия

Линейные средние 2 прекращены постройкой

Германские авианосцы предполагалось укомплектовать палубными вариантами сухопутных машин Bf-109 и Ju-87.

Франция

Линейные средние 3 прекращены постройкой
Реконструированные 1 (интернирован)

"Bearn" был укомплектован самолетами американского производства. Самолеты для новых авианосцев не были получены флотом.

Тактика

Японцами были разработаны несколько типов действий авианосных соединений. Первое - рейд против сильнозащищенного объекта. В этом случае ударное соединение выходило на рубеж атаки под прикрытием темноты и плохой погоды, выпускало ударную группу и, приняв ее на борт после атаки, отходило. Самолеты выпускались двумя волнами, что позволяло сократить время прохождения летных операции до двух периодов по 15 минут вместо часа и увеличить реальный боевой радиус самолетов на 100 км за счет сокращения времени на ожидание в воздухе сбора авиагруппы. Ослабление мощности удара в этом случае частично компенсировалось за счет слаженности действии эскадрилий разных авианосцев. Такой метод действий требовал высокой квалификации пилотов и тщательной предварительной подготовки. Наиболее яркий пример - Перл-Харбор.

В случае боя с авианосцами противника предлагалось использовать "соединение-приманку". В его состав включались достаточно привлекательные для противника корабли, например малые или небоеспособные авианосцы. "Соединение-приманка" направлялось в зону, наблюдаемую противником с целью спровоцировать его на нанесение удара всеми силами. Ударное соединение, следуя позади приманки, в это время наносило удар по "раскрывшимся" авианосцам противника. Использование этой схемы требовало от всех участников высокой координации действий, хорошей связи и большой доли везения. В противном случае жертва приносилась напрасно. Схема была с некоторым успехом использована при Соломоновых островах. В Коралловом море и при Лейте происходили сбои, хотя американцы и реагировали желательным для японцев образом.

 

Американцы использовали авианосцы в первой фазе войны для проведения рейдов против японских объектов. Техника проведения была аналогична японской, за исключением нанесения удара одной волной самолетов, что объясняется недостатком сил и недостаточной квалификацией пилотов для более сложных схем действий.

В дальнейшем применялась тактика захвата господства в воздухе над районом путем сосредоточения группы ударных авианосцев с превосходящими силами авиации на борту и подавления ею аэродромов противника. После этого господство в воздухе и поддержка наземных частей возлагались на эскортные авианосцы. Задача при этом решалась за счет численного превосходства над противником и более высокой (к тому времени) подготовки пилотов.

Новым тактическим решение явилось выделение в конце войны отдельного авианосца - носителя ночных истребителей для ночной ПВО района.

 

Вместо заключения:

Р.А. Исмаилов. "К методологии классификации авианосцев".

Авианосцы удобно подразделить на четыре класса: линейные, ударные, эскортные и разведывательные.

Линейный авианосец предназначен для действий в составе смешанной эскадры. Может выполнять функции ударного, однако чаще всего используется для организации авиационного прикрытия соединения. При водоизмещении в 20.000 тонн ударный авианосец может вместить около 60 самолетов в ангаре и еще немного на полетной палубе, в то время как на линейный авианосец того же водоизмещения помещаются до 80-100 истребителей ПВО. Это дает возможность одним линейным авианосцем надежно прикрыть эскадру от двух ударных. (Из 120 самолетов, имеющихся на двух ударных авианосцах, в вылете смогут участвовать не более ста. Из них - 30-50 истребителей, которые, являясь истребителями сопровождения, будут слабее, чем истребители ПВО линейного авианосца, ввиду большей массы, обусловленной необходимостью иметь значительный радиус действия.

Линейный авианосец должен иметь сильную бронированную полетную палубу, систему быстрого подъема самолетов в воздух и согласованную с соединением скорость. Во Второй мировой войне только англичане заботились о ПВО соединения: и американцы и японцы не построили ни одного корабля этого типа. Так что, в качестве примера можно привести лишь "Illustrious".

Для ударного авианосца необходима скорость 29-33 узла при размещении 60-100 самолетов. Как показывает опыт войны, при сравнительно равных силах ударные авианосцы "размениваются" в сражении в отношении "один к одному". (Это связано прежде всего с распределением целей.) Вот почему два маленьких авианосца как правило лучше одного большого - в результате вражеского налета все равно гибнет один авианосец, но зато меньший. (Классический пример - сражение в Коралловом море - размен "Сехо" на "Lexington".)

Таким образом, ударные авианосцы должны отставать от современных им линейных по размерам. Для ударного авианосца главный параметр - численность авиагруппы. Этому параметру придется принести в жертву и скорость и бронирование.

Почти все крупные авианосцы Второй мировой войны - "Акаги", "Секаку", "Lexington", "Yorktown", "Essex" и другие могут быть отнесены к ударным.

Эскортный авианосец имеет своим назначением сопровождение небыстроходного соединения (чаще всего, конвоя) и организацию противолодочной и противовоздушной обороны такого соединения. При нехватке кораблей может использоваться как плохой ударный или слабый линейный авианосец, поэтому иногда этот класс называется многоцелевым (у американцев - обозначение CVL).

Вообще говоря, эти корабли следовало бы помещать в списках флотов после эсминцев и не относить основным классам - поскольку эскортные авианосцы не могут быть использованы, как атакующие корабли.

Во время Второй мировой войны таких кораблей было построено очень много - прежде всего во флоте США. (Серия "Commencement Bay", например.) После войны к этому классу были причислены все авианесущие корабли, которые утратили боевое значение, но были еще слишком молоды для списывания на слом. Разведывательный авианосец имеет своей целью организацию воздушной разведки. Это корабль водоизмещением восемь-двенадцать тысяч тонн, скоростью 32-35 узлов, несущий на себе 10-20 невооруженных самолетов-разведчиков, что обеспечивает обнаружение противника в круге радиуса 300 км.

Разведывательный авианосец идет отдельно от соединения (в 50-100км от него), и являет собой трудно уязвимую для авиации противника цель (из-за скорости и малого водоизмещения).

Как ни странно, появившаяся уже в наши дни концепция SCC - Sea Control Carrier, предполагающаяся строительство ряда небольших разведывательных авианосцев практически для всех малых стран-союзниц США не лишена смысла.

Идея очень проста: а) авианосец престижен, б) ударный авианосец невозможно дорог, в) разведка - основа боя.

Примерами разведывательного авианосца периода войны можно считать "Argus", и "Хошо".

[наверх]


© 2000 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service Наш Питер. Рейтинг сайтов.