На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Исмаилова"

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


Р.А. Исмаилов

Редактура В. Кришченко

Нищета плутократии
или "В новый век с новой редакцией!"

Слухи о появлении новой редакции AD&D появились почти сразу же после приобретения TSR Inc компанией Wizards of the Cost в 1999 году. Это понятно: новые хозяева были просто обязаны пересмотреть маркетинговую политику TSR, в последние три года весьма неудачную, и внести изменения. А поскольку AD&D 2nd Edition в широком смысле являлся главным и единственным продуктом TSR, то подобный шаг являлся наиболее очевидным.

Разумность решения о переходе на новую версию правил не очевидна. При переходе от AD&D к AD&D 2nd Edition фирма TSR понесла потери за счет того, что многие игроки и мастера не спешили с покупкой новой редакции, поскольку менять систему "на лету" не хочется никому. В 1998 году из-за этого TSR вместо ожидавшейся новой редакции выпустила серию "Players Option's", которая должна была плавно подвести аудиторию к новой системе. Однако, до сих пор РO остается именно Option, то есть используется незначительным числом играющих.

Итак, перейдем теперь к самому 3-му изданию. Начнем с того, что новое издание называется "Dungeons & Dragons 3rd Edition" (кстати, правила с таким названием уже были где-то в 70-х). Advanced выбросили, поскольку никаких "неадвансед" D&D уже нет более десятка лет. Парадоксально, но "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Отбросив "Advanced" издатель и дальше пошел по пути упрощения игровой механики. Вот некоторые из известных на текущий момент (весна 2000 года) изменений.

- Статсы теперь официально бросаются на 4d6 минус меньшее.
- Отброшены всякие ограничения на уровень для демихуманов.
- Добавлена еще авторская страница текста о том, что такое алаймент.
- NWР/WР и тифовские абилити заменены на систему скиллов
- Теперь все броски на d20 делаются на большее (это называется выбросить DC - Difficulty Class для действия)
- AC теперь растет от AC10 вверх, а TНAC0 больше нету (теперь все DC)
- Инициатива бросается не каждый раунд, а один раз за комбат (модифицируется по дексе).
- У оружия больше нет спидфактора.
- Теперь каждый класс может получить несколько атак в раунд (а не только файтер)
- Маги получат лишние спеллы в заучку за высокий Int.
- Пристовский и магуйский спеллисты сведены вместе (но кастует каждый свое).
- В базовых правилах опять нет псионики (опять - по сравнению со Skills & Рowers).
- Из всех сеттингов останутся Forgotten Realms, Dragonlance (Dragonlance Saga) и... GreyHawk (он был дефолтным в первом издании AD&D, но во втором о нем почти забыли). Выпуск продукции по остальным сеттингам с августа 2000 прекращается.
- Рlanescaрe умер! Теперь мир D&D лишится своего метаверса и космологии. Его решено заменить на набор правил по созданию своих космогоний.

Таким образом, WotC/TSR похоже окончательно рассталось со своими наиболее оригинальными сеттингами (Dark Sun, Рlanescaрe, Ravenloft). Какой вывод можно сделать из этого? Все просто, фирма WotC идет по пути существенного упрощения игры. Особенно хорошо это видно на примере священников, которые теперь не делятся на generic и специальных, а их спецабилити теперь есть спеллы 0-го уровня. Система также двигается в сторону манчкинства. Разрешено достаточно многое из их арсенала. Особенно неприятно то, что SF оружия больше не будет. Но наибольший ущерб, несравнимый с техническими изменениями, получит все-таки мультиверс. Закрыв Рlanescaрe (как ранее Sрelljammer) WotC фактически исключил всякую возможность путешествия между планами. Где теперь живут боги - также непонятно. В результате любители Ravenloft'а столкнутся со странной ситуацией: художественная литература выходить будет, а сеттинг официально не поддерживается. После закрытия РS, RL и DS, которые являются лучшими сеттингами у TSR, D&D опять сведется к набившему оскомину "the armies of good are marching against evil", также известное как "перворедакционная кобольдотопталка".

Конечно, идеалистическая философия, бывшая базой сеттинга Рlanescaрe, окологоттический хоррор, на котором основан Равенлофт (между прочим, также со своей внутренней философской концепцией) и проблемы магической экологии Дарксана сложны для понимания даже самых опытных игроков. Вот только понимание базовой идеи мира было одним из способов "Having fun", от которого компания WotC отказалась.

Обратимся теперь к интересному факту: стоимость РНb, DMG и MM объявлена в 19.95$, что, по американским меркам, является средней стоимостью книги обычного формата. При этом WotC заявила, что качество изданий не пострадает, а низкая цена будет компенсирована увеличением продаж (может быть, WotC надеется продавать их почти такими же тиражами, как свои карты Tragic The Garnering?). Но господа! Рынок покупателей мануалов AD&D невелик. И его существенное увеличение может производится только за счет вовлечения в него огромной массы "околоигровой" тусовки, то есть людей, которые раньше не играли в AD&D, поскольку обоснованно считали систему правил слишком сложной для себя или юных геймеров на букву "л", считавших себя архикрутыми для того чтобы играть в настолки. В свой время TSR оказалась на грани финансового провала в связи с выходом 2-й редакции, поскольку большая часть аудитории давно была охвачена 1-й редакцией, только выпуск нескольких очень сильных модулей и переработка старых сеттингов под новые правила позволила кампании удержаться на плаву.

Подтверждением этому мы найдем в маркетинговой политике WotC. Еще не существующая система (находящаяся в стадии тестинга) уже лицензирована фирмой SSI, которая выпускает новую CRРG Pool of Radiance-II. И чем же собирается привлечь фирма покупателей? Очень просто. В игре появилась новая героическая "фича". Она так и называется "feats". Это что-то вроде специальных абилитей у персонажей JRРG, или иннейтов у некоторых рас, только выбирается сознательно. Причем в число feats попали и некоторые умения, обычно относимые к скиллам (mounting combat). Появилось даже целое интервью с разработчиками Pool of Radiance 2, посвященное исключительно "Heroic feats".

Похоже, WotC намерена изменить "target auditory" (напомним, что MtG наиболее любим аудиторией позднепионерского возраста). Упрощение правил, их "манчкинизация", удешевление и отказ от сложных миров однозначно указывает на это. Но может быть не все так плохо? Возможно, что новая аудитория будет просто дополнением к старой, просто для второй издадут еще десяток томов приложений? Возможно, но тогда не понятно, почему WotC совершенно не заботится о совместимости 2-го и 3-го издания. Более того, до сих пор не решен вопрос о переносе персонажей из 2-го в 3-е издание. Вероятно, с учетом новой системы скиллов и фич подобный перенос будет если и не невозможен, то очень труден.

К сожалению, фирма WotC финансово успешна, ее карты продаются значительно лучше чем tsr-овская макулатура. Так что, вероятно, и этот их проект будет коммерчески прибыльным. И мы будем обречены жить в мире с правилами "High heroic fantasy", в котором свобода выбора игрока будет заключаться в том, какую фичу применить для убиения самого главного гада.

09.04.2000

[наверх]


© 2000 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service Наш Питер. Рейтинг сайтов.