На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Теорема о балансе технологий.

Теорема о балансе технологий является одним из наиболее важных положений социомеханики. Эта теорема задает условие бескризисного (ламинарного) развития той или иной культуры/цивилизации.

В рамках социомеханики физическая или ускоряющая технология есть проектор информационного пространства на объектное, под гуманитарной или управляющей технологией (мета-технологией) понимается проекция информационного пространства на пространство технологий. По теореме о металангах мета-мета-технология есть мета-технология.

Физические технологии оперируют с физическим пространством-временем, материей, объективными смыслами и в совокупности с вещественными результатами производства образуют материальное пространство цивилизации - техносферу. Гуманитарные технологии работают с информационными сущностями, внутренним временем и субъективными смыслами. Они образуют информационное пространство цивилизации - "инфосферу". Обе стороны цивилизации - информационная и материальная - объединяются фигурой носителя разума, представляющего собой одновременно и объект, и субъект обоих цивилизационных пространств. Специфика же объединения техносферы, инфосферы и человека создает атрибутивные признаки каждой фазы цивилизации.

Цивилизационная функция физических технологий - согласование (взаимная адаптация) человека и Вселенной. Цивилизационная функция гуманитарных технологий - согласование (взаимная адаптация) техносферы и человека.

В терминах физических и гуманитарных технологий законы исторического развития могут быть записаны следующим образом:

Согласно концепции А.Тойнби цивилизации возникают и развиваются как ответ Разума на вызов со стороны окружающей среды или иного Разума. Следовательно, мы должны интерпретировать физические технологии, как Представления процесса взаимодействия Разума и Вселенной. С другой стороны, парадигма Ф.Энгельса (цивилизация есть форма организации жизни носителей разума) приводит к пониманию гуманитарных технологий, как Представления процессов социального взаимодействия.

Поскольку технологии создаются и актуализируются людьми, организованными в социальную структуру, мы приходим к выводу, что пространства физических и гуманитарных технологий сопряжены, и их размерность должна быть одинаковой. Иными словами, каждой физической технологии должна отвечать технология гуманитарная.

Эта теорема о балансе технологий выполняется для каждой культуры, но - из-за неравномерности развития культуры и техносферы - "в среднем" (на больших временных промежутках).

Хронический дисбаланс между "физической" и "гуманитарной" составляющими цивилизации преодолевается за счет развития новой управляющей или производственной технологии. Заметим, что такой дисбаланс всегда понижает эффективность цивилизации (понимаемую как замкнутость по ресурсам). В богатых обществах этот дисбаланс оказывается одним из источников инфляции: оплачивается работа по созданию гуманитарной или управляющей технологии, которая не имеет "пары" и, поэтому, не может быть использована для создания того или иного "конечного продукта", обладающего потребительской стоимостью. В бедных обществах дисбаланс повышает социальную энтропию (меру затраченной, но не реализованной социальной работы).

Субъективно это воспринимается как преобразование общества. Острый дисбаланс приводит к системному кризису, имеющему вид глобальной катастрофы: напряженность противоречия начинает превосходить устойчивость текущей фазы цивилизации, что на практике означает обреченность ее жизнеорганизующей структуры.

Данная проблема может быть интерпретирована, как приближение цивилизации к одному из двух структурных пределов: пределу сложности или пределу бедности.

Предел сложности возникает при дефиците принципиально необходимой на данном техническом уровне гуманитарной технологии и представляет собой ту степень структурной переизбыточности цивилизации, при которой связность ее резко падает, а совокупность "физических" технологий теряет системные свойства. В этом случае культура уже не успевает адаптировать к человеку вновь возникающие инновации, и техническая периферия цивилизации начинает развиваться хаотическим образом. Это приводит к рассогласованию человека и техносферы, человека и государства, человека и общества результатом чего является возрастание динамики катастроф.

Предел бедности, в свою очередь, возникает при отсутствии или недостаточной развитости принципиально необходимой для данной социальной структуры физической технологии и представляет собой то крайнее состояние, при котором системную связность теряют "гуманитарные" технологии. Это также приводит к внутреннему рассогласованию цивилизации и, как следствие, опять-таки - к возрастанию динамики катастроф.

С этой точки зрения динамика локальных катастроф - техногенных, социальных и личностных (считая, например, за катастрофу личности - самоубийство) - может, вероятно, показывать, насколько текущая фаза цивилизация приблизилась к одному из таких пределов. Конструкционный подход (который сам по себе является гуманитарной технологией) подразумевает удержание фазовой траектории цивилизации на равном удалении от обеих предельных поверхностей.

Существуют ситуации, когда предельные поверхности смыкаются в узкий тоннель - пространство некатастрофических решений для текущей цивилизации сужается, принимая форму воронки, на "дне которой" находится единственное решение (в случае фатальной воронки, когда вектор развития пересекает одну или обе предельные поверхности, множество решений пусто). Это означает, что технологии в принципе не могут быть сбалансированы в рамках текущей фазы развития.

Такой фазовый кризис - вне зависимости от того, связан ли он с пределом сложности или с пределом бедности, а также - преодолен он или закончился системной катастрофой - сопровождается процедурой упрощения семантического пространство. Мы будем говорить о первичном упрощении, когда переход носит катастрофический характер и отбрасывает культуру в абсолютное смысловое прошлое. Если наряду с потерей смыслов развивается процесс рождения новых смыслов, и пост-кризисная культура реализуется, как одна из версий абсолютного смыслового будущего, речь идет о вторичном упрощении.

Правомерно рассматривать "вторичное упрощение", сопровождающееся целенаправленным рождением/уничтожением смыслов, как важную, "кризисную", управляющую технологию.

Подобных технологий известно немного. Кроме "вторичного упрощения" можно выделить:

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service Наш Питер. Рейтинг сайтов.