На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин, Е.Б. Переслегина

БАЗИСНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО СОЦИОНИКЕ.

1. Аспекты.

Соционика называет аспектом одну из сторон действительности. Всего аспектов восемь; они составлены из трех пар противоположностей. Различают: внешние/внутренние, статические/динамические, полевые/объектные аспекты.

Объектные аспекты характеризуют единичный, конкретный предмет (под которым может пониматься вещь, человек, государство и даже столь абстрактные понятия, как иллюзия или некомпетентность). Важно, что этот предмет рассматривается сам по себе - вне связи с другими объектами и понятиями.

Такой единичный объект характеризуется ФОРМОЙ: зримой, конкретной информацией о нем, – и СУЩНОСТЬЮ, которую нам дано не видеть, но понимать - представлять в виде схемы, модели. Объект участвует в реальном механическом ДВИЖЕНИИ относительно других тел и претерпевает внутренние изменения (применительно к вещи - старение, нагревание, остывание; к человеку - чувства и эмоции; к социальным группам – то, что называют менталитетом). Внутреннее движение ОТРАЖАЕТ скрытую от нас сторону жизни объекта. Ее можно почувствовать, но нельзя ни увидеть, ни вычислить.

Итак, к объектным аспектам относятся ФОРМА, СУЩНОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ. В классической соционике они носят название черной сенсорики, черной интуиции, черной логики и черной этики.

Полевые аспекты описывают различные стороны взаимодействия объекта с окружающим миром, то есть - рассматривают его, как некоторую совокупность связей.

Так, совокупность всех ИЗМЕРИМЫХ (описывающихся числами и словами "больше", "меньше", "равно", "выше", "дальше" и пр.) отношений между объектами есть белая логика; отношения же, которые не могут быть "измерены, взвешены и исчислены", называются белой этикой. Соответствие или несоответствие объекта своему окружению (среде – биологической или социальной) определяется эстетической характеристикой – белой сенсорикой. Наконец, история объекта, изменения, происходящие с ним во времени, составляет белую интуицию.

  Аспект

Ключевые слова

Структура

Содержание

1 уровень (вещь)

2 уровень (человек)

3 уровень (общество)

Форма (черная сенсорика)

Видение

Внешняя статика тела

Форма, цвет, цена, престижность, вес, прочность

Сила, власть, богатство, энергичность, мобилизованность, яркость внешности.

Власть в ее зримых проявлениях, армия, архитектура, монументальная пропаганда

Сущность (черная интуиция)

Понимание

Внутренняя статика тела

Структура, схема, назначение, материал, возможности.

Потенциальные возможности, интуиция в традиционном понимании, характер, способности

Скрытая структура управления, производства и пр.; потенциальные возможности соц. системы.

Движение (черная логика)

Движение

Внешняя динамика тела

Механическое перемещение тела относительно других тел.

Движение, работа во всех пониманиях этого слова

Товарооборот, производство.

Отражение(черная этика)

Чувство

Внутренняя динамика тела

Внутреннее (невидимое) движение: старение, нагревание.

Переживания, эмоции, чувства.

Настроение толпы менталитет.

Измерение(белая логика)

Алгоритм

Внешняя статика поля

Измеримые от ношения между объектами.

Логика в обычном смысле, дисциплина, упорядоченность.

Порядок, иерархия, законы, в т.ч. право, наука.

Отношение (белая Этика)

Улучшение, ухудшение

Внутренняя статика поля

Неизмеримые отношения между объектами, притяжение, отталкивание.

Отношения между людьми, дружба, любовь.

Этика в обычном смысле, неформальные общественные связи, в т.ч. Коррупция.

Соответствие (белая сенсорика)

Оформление, дизайн.

Внешняя динамика поля.

Энергетические потоки между объектами, соответствие, гармония, красота вещи.

Соответствие социальной, культурной, природной среде, эстетика, чувство прекрасного, здоровье.

"Дао", гармоничность общества, эстетика общественных отношений

Изменение (белая интуиция)

Время, предчувствие, производная

Внутренняя динамика поля

История вещи, изменения, с ней происходящие, ее будущее.

Чувство истории, предчувствие будущих событий, память.

История общества.

 

2. Функции.

Функцией называется способ переработки информации по данному аспекту. Функций восемь; они делятся на ментальные - осознаваемые - и витальные - жизнеобеспечивающие, сильные и слабые, донорные и акцептные.

Функции группируются в четыре блока.

"Эго" включает в себя 1 и 2 функции: сильные, ментальные. По этому блоку человек достигает равновесия со средой, подчиняя ее себе. Девиз: "хочу и могу".

1 функция (акцептная) называется базовой или основой мира. По аспекту, находящемуся в этой функции, человек знает все и уверен в своих знанияХ, словарный запас избыточен, владение материалом абсолютно. По 1 функции человек склонен навязывать другим свое мнение и более, чем невнимателен к критике.

2 функция (донорная) является творческой. Человек стремится воздействовать на мир по аспекту, находящемуся в этой функции, на основании императивов, создаваемых 1 функцией.

"Супер-эго" – 3 и 4 функции: ментальные слабые. По этому блоку человек достигает равновесия с миром, подчиняясь ему.

"Хочу, но не могу".

3 функция - задавленное или слабое творчество, карикатурное подобие второй. Творить хочется, и есть ощущение, что знаешь по этому аспекту больше других... увы, мир столь плох, что не соответствует твоим знаниям. Поэтому чужое творчество, вообще чужое свободное владение этим аспектом воспринимается, как издевка или оскорбление. Человек постоянно напряжен и часто беззащитен по своей 3 функции. 4 функция отличается от третьей тем, что замечания, критика, предложения помощи по данному аспекту не воспринимаются болезненно. Действует формула: "Да, да, я не прав, в детстве не научили, я тебя слушаю..." Объяснять, впрочем, бесполезно:

4 функция - врожденная глухота, воспринимаемая, однако, с юмором.

Витальное кольцо менее дифференцировано. Блоки:

"Ид" - минус первая, минус вторая функции, сильные, витальные. Девиз: "Могу, но не хочу".

Человек не считает информацию по данному блоку сколько-нибудь ценной и готов делиться ею с близкими людьми, если не с первым встречным, который попросит помощи по данным аспектам. И еще: функции блока "Ид" или "зоны игнорирования" просыпаются в критических ситуациях.

"Суперид" включает минус третью, минус четвертую функции - витальные, слабые. "Не хочу и не могу." Антисовесть. По данным аспектам человек ТРЕБУЕТ помощи от общества и страдает, если получает ее в недостаточном объеме.

 

Суперэго

 

Ментальное

3 функция

4 функция

слабые

Кольцо:

Эго

Сильные

 

1 функция

2 функция

 

акцептные

донорные

 

Ид

 

Витальное

-1 функция

-2 функция

Сильные

Кольцо:

Эго

Слабые

 

-3 функция

-4 функция

 

 

3. ДВС (Двигатель Внутреннего Сгорания).

ДВС представляет собой соционическую модель работы психики. 4 функция есть загрузка горючим (в данном случае - информацией).

3 функция: ее противоречия и проблемы, порождающие недовольство собой или миром, играет роль зажигания.

Богатство связей и возможностей первой функции определяет доминирующий способ переработки информации. Это - сам двигатель.

Наконец, вторая функция - это работа двигателя, ход поршня, творчество, преобразующее себя и мир по требованиям третьей, на материале первой функции.

3 функция

<

4 функция

V

L

1 функция

>

2 функция

 

4. ТИМ (Тип Информационного Метаболизма.)

ТИМ есть способ переработки информации данным человеком. Иначе говоря, ТИМ - это распределение аспектов по функциям.

Правила составления ТИМа.

  1. Аспекты витального и ментального колец различаются только цветом: если в первой функции стоит белая интуиция, то в минус первой - черная интуиция, и.т.д.
  2. В ментальном кольце могут быть либо только статические аспекты (черная сенсорика, черная интуиция, белая логика, белая этика), либо только динамические (белая сенсорика, белая интуиция, черная логика, черная этика), но не те и другие вместе.
  3. В блоке "эго" должен стоять один черный (объектный) аспект и один белый (полевой).
  4. Творческие функции имеют один цвет.

Принято обозначать ТИМы с помощью первой и второй функций ментального кольца.

 

5. ТИМы.

По первой функции люди подразделяются на сенсориков, интуитиков, этиков, логиков.

Сенсорики конкретны – в одежде, внешности, в поведении, в разговоре. Они предпочитают концентрировать свое внимание на предмете обсуждения и, общаясь с Вами, смотрят на Вас.

Сенсорики точно оценивают возможности своего организма и редко устают от работы. Источником раздражения для этих ТИМов служит бесплодное теоретизирование - чужое или собственное.

Сенсорные логики:

Сенсорно-логический интроверт (Габен).

Базовая функция - соответствие миру, творческая - движение, работа. В понимании этого ТИМа даже красота должна быть функциональна. Слабое творчество (комплекс) - эмотика. Особенность: экономичность в словах и поступках, затратах времени, боязнь перестараться, помогая кому-либо.

Спектр привязанностей Габена весьма узок. Сочетание эмоциональной бедности с сенсорной конкретностью нередко приводит этот ТИМ к мечтам в одиночестве о настоящей любви.

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков).

Базовая функция: форма - зримое, конкретное, воля, богатство, власть. Творчество - измеримые отношения, что в применении к обществу означает правила, логику, иерархию. Слабость - непонимание роли неизмеримых отношений: от любви и дружбы до коррупции включительно. Поскольку именно такие отношения и господствуют по большей части в мире, 3 функция Жукова постоянно подвергается давлению среды.

Особенности - раннее физическое и интеллектуальное созревание (пик красоты и уверенности в себе приходится на 15-17 лет); некоторая прямолинейность, свойственная этому ТИМу, вредит Жуковым, особенно женщинам, ценящим чужие эмоции, но недостаточно умелым в выражении собственных чувств.

Сенсорные этики:

Сенсорно-этический интроверт (Дюма).

Творчество - эмоциональная жизнь. Создает вокруг себя комфортную, уютную обстановку. Склонен к мелким изыскам во всем. Общителен, но импульсивен: может быть добрым и склочным одновременно. Слабость - в неумении долго и продуктивно работать и нежелании это признать.

Особенности: заразительный, искренний смех, умение устраиваться в любой ситуации, гостеприимство.

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон).

Суть ТИМа - власть, построенная на управлении человеческими отношениями; сочетание яркой, уверенной, эффектной внешности с пониманием людей.

"Красивая и смелая дорогу перешла" - сказано о женщине–Наполеонке. ТИМ часто нелогичен в словах и действиях, но убедить в этом Наполеона рискнут немногие.

Особенность - повышенное содержание стероидных гормонов. Слабость - отсутствие предвидения. Наполеон воспринимает возникшие трудности, как удары судьбы, не понимая их объективности.

Интуитики по сравнению с сенсориками выглядят несколько не от мира сего". Если сенсорик существует "здесь и сейчас", разговаривает с Вами об определенном вопросе и при этом смотрит на Вас, то интуитик находится "где-то и когда-то", а "здесь и сейчас" - лишь часть его. Разговаривает интуитик скорее с собой, чем с Вами, затрагивая широкий спектр тем, заранее совершенно непредсказуемых, Интуитик смотрит сквозь Вас или мимо Вас (что не обязательно свидетельствует о невнимании). Устает он, обычно, от себя: от собственной уникальности, то есть - несоответствия миру.

Интуитивные логики:

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак).

"Путешественник во времени", изменяющий мир сообразно своему представлению о прошлом и будущем: более ученый, чем художник, скорее прагматик, чем поэт. Слабостью является не столько эмотика, сколько чрезвычайно неуверенная сенсорика, вынуждающая Бальзака жить больше в информационном мире, чем в реальном. Особенности: очень часто высокий интеллект сочетается с такими привычками маленького ребенка, как обидчивость или любовь к сладкому. Предпочитает кофе алкоголю.

Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот).

"Видящий суть вещей" открывает ее обществу, создавая юридические законы и научные теории, часто с опозданием признаваемые гениальными. Идеальный лидер в критической ситуации, Дон-Кихот скучает в мирной обстановке.

Слабости: оправданно-высокое самомнение часто приобретает неприемлемую для окружающих форму. Тогда против "этого хама" создается невидимый ему союз, и Дон-Кихот оказывается в одиночестве. До следующего кризиса, когда его снова позовут "спасать".

Интуитивные этики:

Интуитивно-этический интроверт (Есенин).

Поэт и пророк. Как и Бальзак, Есенин путешествует по времени, но управляет он не информацией, а эмоциями. Слабости: работоспособность и здоровье; зависимость от мира, часто не склонного оценивать творчество Есенина. (Поэтому ярко выраженных акцентуированных представителей этого ТИМа удается встретить достаточно редко.

Особенности: ненавязчивая проницательность, необыкновенно красивая, располагающая улыбка.

Интуитивно-этический экстраверт (Гексли).

Видя потенциальные возможности людей и ситуаций, управляет и теми, и другими через совокупность неизмеримых отношений. Системное видение мира столь же характерно для Гексли, как и для Дон-Кихотов; чувство относительности (систем отсчета - в физике, моральных принципов - в этике, логических правил - в математике) присуще этому ТИМу больше, чем какому-либо другому. Между тем, ученых–Гексли единицы, данный тип предпочитает иметь дело с людьми, а не с природой или обществом.

Слабости: "упущенное" здоровье, излишняя эмоциональность (особенно, в логическом диспуте), иногда - истеричность.

Логики: точны, сдержаны, последовательны в действиях и словах. Конкретны, но это не конкретность образа (формы), как у сенсориков, а конкретность закона. "Суров закон, но это закон" - латинская поговорка, характеризующая взгляд на мир четырех ТИМов логиков.

Слабостью логиков является бедность эмоциональной жизни, в тяжелых случаях доходящая до неспособности любить.

Устают логики от чужих эмоциональных всплесков.

Логические сенсорики:

Логико-сенсорный интроверт (Максим).

Диктатор, явный или скрытый, творчеством которого является власть, а базой этой власти - система измеримых, то есть скованных законом, формализованных, отношений между людьми.

Определяя свое эмоциональное отношение к ТИМу Максим не следует забывать, что диктат может осуществляться не над людьми, а, например, над сопротивляющимся материалом книги или научной теории. Разнообразны и формы диктата: среди Максимов немало хороших педагогов, любимых детьми.

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц).

Труженик, за счет невероятной трудоспособности создающий вокруг себя систему соответствий. Особенности: здоровье и выносливость, сила воли, внимание к мелочам. Часто - военная выправка независимо от рода занятий.

Логические интуитики:

Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер).

В жизни и работе основывается на законах и измеримых связях, творя из них сущности. Идеальный юрист и инженер-конструктор. Если становится поэтом или художником, творит более умом, чем сердцем. Достигает высоких стандартов качества во всем, что делает, - за счет применения оптимальных алгоритмов.

Особенности: часто резко выраженный сексуальный комплекс неполноценности из-за недополученной в детстве информации о чувствах и отношениях людей.

Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон).

Ученый или бизнесмен, точно распределяющий конкретную работу по конкретным же стадиям, отмеченным в календаре. Обычно очень образован и начитан, но никогда не демонстрирует этого. Вообще данный ТИМ чужд декларативности, предпочитая любой рекламе работу и ее результаты.

Слабость: острое неумение подбирать людей для выполнения поставленной задачи и оценка окружающих исключительно по собственным сильным функциям.

Этики чаще всего страдают от ограничений и правил, навязываемых людьми и обществом. Предпочитают скорее быть приятными и любимыми, чем уважаемыми. Мстят обществу за прагматизм, управляя чувствами людей.

Этики, изначально - в базовой функции - работающие с неизмеримой сетью отношений и/или со скрытыми движениями души, в некотором смысле сверхлюди. В отношении к религии они ближе к Богам, чем кто-либо другой. Можно даже сказать, что этик стремится стать Богом.

Или дьяволом.

Этические сенсорики:

Этико-сенсорный интроверт (Клайд).

Основываясь на абсолютном владении миром отношений, Клайд подчиняет себе людей, и противостоять ему способен только Наполеон. Клайды отличаются яркой и эффектной, иногда - эксцентричной внешностью. Слабости: поверхностность знаний, склонность к блефу, отсутствие всякого представления о принципах стратегии.

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго).

В условиях бывшего Союза ТИМ часто реализовывался, как лекарь, знахарь, экстрасенс. В манипулировании чувствами Гюго более потребитель, чем Дюма, не говоря уже о Есенине. Управляет людьми ТИМ походя, часто - ради развлечения. Хорошо, если он считает, что его белая сенсорика призвана гармонизировать мир чувств. Но вообще-то вторая функция по своей природе творческая, и в применении ее человек свободен.

Особенности: цветовое (ауральное) видение людей и объектов; утонченность восприятия. Слабости: полное неумение связно излагать сколько-нибудь последовательную мысль, равно как и выполнять какую-либо многоэтапную работу (равно как и что-нибудь сделать к намеченному сроку).

Этические интуитики:

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский).

В отличие от Клайда управляет не формой, но сущностью, создавая собственные миры и помещая в них людей.

Проблемы у Достоевского появляются тогда, когда жизнь вынуждает его кинуться в сенсорный бизнес. Умение взвалить на себя непомерный объем работы, гордыня: "Я никогда не устаю", - приводит к сорванным срокам и заболеванию ТИМа.

Особенности: внутреннее благородство манер, отчасти, и поведения. "Я готов Вами заняться. Я готов Вам помочь", - видимые формулы общения Достоевского с людьми.

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет).

Наиболее "хаотический" тип, с неуравновешенной психикой, открытой прошлому и будущему, жизни и смерти. В нашем несовершенном мире такая открытость всегда трагична, и сильные страсти Гамлета приводят его к порогу убийства или самоубийства. Эмоциональное давление, присуще ему не меньше, чем Гюго. Гамлет склонен обращать на себя и немногих близких, обреченных вместе с ним раскачиваться на качелях между блаженством и черной тоской. Слабостью этого ТИМа является он сам.

 

ТИМ

Ученые, первооткрыватели

Полководцы, политические деятели

Писатели, литературные герои

Поэты, артисты

Спортсмены

Габен

 

 

И.Хмелевская

В.Высоцкий, А.Миронов, Ж.Габен

 

Жуков

С.Королев

Г.Жуков,В.Ленин,М.Горбачев,М.Цицерон

 

А.Веске

 

Дюма

 

Б.Ельцин

А.Дюма, Я.Гашек, Портос, Швейк, Рэндом, Санчо Панса.

Б.Окуджава

Х.Капабланка

Наполеон

 

Наполеон 1, Цезарь, Собчак, Де-Голль, Ллойд-Джорж

Наташа Ростова, Анжелика, миледи, Эрик

А.Пушкин, М. Цветаева, А.Пугачева

 

Бальзак

Ф.Энгельс

Бисмарк, Фош О. Чемберлен, Перикл, Ямомото.

Д.Толкиен, У. Эко, А.Азимов, Пьер Безухов, Эркюль Пуаро

А.МАкаревич, М.Волошин, В.Брюсов.

В.Стейниц, М.Тайманов, Т.Петросян

Дон Кихот

К.Маркс, Юнг, Фрейд, А.Эйнштейн, Дарвин, Л.Гумилев, Г.Альтшуллер, А.Аугустиневичуте

Петр 1, Ришелье, Черчилль, Клемансо, М.Тэчер

Д`Артаньян

Саша Черный, М.Боярский, Ю.Кукин.

Есенин

Марк Аврелий, Ю.Гагарин

Н.Бухарин

 

Е.Евтушенко, А.Вознесенский

 

Гексли

Б.Рассел

Ф.Рузвельт, Н.Хрущев

Язон-Дин-Альт, Г.Гаррисон, Фиона, Коpал

М.Влади, Т.Доронина, Б.Ахмадулина,К. Бессинджер

 

Максим

 

И.Сталин, С.Хуссейн, К.Акино

 

Б.Пастернак, А.Ахматова, В.Леонтьев, А.Кашперовский

М.Ботвинник

Штирлиц

Р.Амундсен, И.Ефремов

 

И.Ефремов, Ю.Семенов, А.Конан-Дойль, Ш.Холмс

Л.Вайкуле, Н.Тихонов

А.Карпов, М.Лобач

Робеспьер

 

О.Кромвель, Д.Чемберлен,

 

Н.Гумилев, Ринальдо, Сфинкс

 

Джек

 

Дж. Буш

 

Э.Харниш

 

Клайд

 

Людовик 15, Б.Дизраэли, Л.Брежнев, А.Горчаков

Т.Драйзер, Анна Австрийская, А.Курагин, Вронский

 

 

Гюго

 

Н.Чемберлен, Людовик 14

Арамис

 

 

Достоевский

 

Д.Эйзенхауэр

М.Булгаков, Р.Желязны, С.Рушди, Атос, Дж.Бонд, Мерлин, Бенедикт

М.Рурк, О.Басиловшвили, С.Никитин

Э.Ласкер, М. Таль

Гамлет

Ф.Ницше

А.Гитлер, А.Македонский

Ст.Лем

В.Шекспир, И.Анненский, О.Мандельштамм, В.Цой, К.Бальмонт

 

 

6. Интертипные отношения.

 Соционика утверждает, что значительное число межличностных конфликтов объясняется типологическими различиями людей. "Ошибки трансляции" - неизбежное следствие разного характера информационных потоков у разных ТИМов - порождают непонимание, обиду, зависть. В тесно связанных группах, таких как школьный класс, небольшая фирма, семья, постоянно воспроизводится одна и та же картина информационных полей: непонимание накапливается, обиды нарастают, как снежный ком, зависть перечеркивает остальные человеческие чувства, неравноправность отношений порождает пирамиду с диктатором "наверху" и изгоем "внизу".

Соционика различает 16 различных интертипных отношений.  

 

СЛИ

СЛЭ

СЭИ

СЭЭ

ИЛИ

ИЛЭ

ИЭИ

ИЭЭ

ЛСИ

ЛСЭ

ЛИИ

ЛИЭ

ЭСИ

ЭСЭ

ЭИИ

ЭИЭ

Габен

Т

Пр

Р

МД

Дл

ПД

СЭ

Д

КТ

Зер

Зак

Кон

Зак

Кон

Акт

Кф

Жуков

Пр

Т

МД

Р

ПД

Дл

Д

СЭ

Зер

КТ

Кон

Зак

Кон

Зак

Кф

Акт

Дюма

Р

МД

Т

Пр

СЭ

Д

Дл

ПД

Зак

Кон

Акт

Кф

КТ

Зер

Зак

Кон

Наполеон

МД

Р

Пр

Т

Д

СЭ

ПД

Дл

Кон

Зак

Кф

Акт

Зер

КТ

Кон

Зак

Бальзак

Дл

ПД

СЭ

Д

Т

Пр

Р

МД

Зак

Кон

КТ

Зер

Акт

Кф

Зак

Кон

Дон-Кихот

ПД

Дл

Д

СЭ

Пр

Т

МД

Р

Кон

Зак

Зер

КТ

Кф

Акт

Кон

Зак

Есенин

СЭ

Д

Дл

ПД

Р

МД

Т

Пр

Акт

Кф

Зак

Кон

Зак

Кон

КТ

Зер

Гексли

Д

СЭ

ПД

Дл

МД

Р

Пр

Т

Кф

Акт

Кон

Зак

Кон

Зак

Зер

КТ

Максим

КТ

Зер

Зак

Кон

Зак

Кон

Акт

Кф

Т

Пр

Р

МД

Дл

ПД

СЭ

Д

Штирлиц

Зер

Кт

Кон

Зак

Кон

Зак

Кф

Акт

Пр

Т

МД

Р

ПД

Дл

Д

СЭ

Робеспьер

Зак

Кон

Акт

Кф

КТ

Зер

Зак

Кон

Р

МД

Т

Пр

СЭ

Д

Дл

ПД

Джек

Кон

Зак

Кф

Акт

Зер

КТ

Кон

Зак

МД

Р

Пр

Т

Д

СЭ

ПД

Дл

Клайд

Зак

Кон

КТ

Зер

Акт

Кф

Зак

Кон

Дл

ПД

СЭ

Д

Т

Пр

Р

МД

Гюго

Кон

Зак

Зер

КТ

Кф

Акт

Кон

Зак

ПД

Дл

Д

СЭ

Пр

Т

МД

Р

Достоевск

Акт

Кф

Зак

Кон

Зак

Кон

КТ

Зер

СЭ

Д

Дл

ПД

Р

МД

Т

Пр

Гамлет

Кф

Акт

Кон

Зак

Кон

Зак

Зер

КТ

Д

СЭ

ПД

Дл

МД

Р

Пр

Т

 

(Здесь: Т - тождественные отношения, Пр - отношения противоположностей, Р - родственные отношения, МД - миражные отношения, Дл- деловые отношения, ПД - отношения полудополнения, СЭ - отношения суперэго, Д - отношения полного дополнения, Зер - отношения зеркальников, КТ - отношения квазитождиков, Акт - активация, КФ - отношения конфликта, Кон - ассиметричные отношения контроля, Зак - ассиметричные отношения заказа.)

Тождественные отношения - отношения со "своим" ТИМом. Отличаются взаимопониманием. Благоприятны для интуитиков, менее удобны для сенсориков. (Так, в коллективе может быть только один настоящий Наполеон - остальные, если им не посчастливится вовремя исчезнуть, станут его бледными копиями.)

ТИМ может быть представлен, как вектор-строка. При умножении его на интертипную матрицу образуется вектор-столбец ТИМа, образующего с исходным данное интертипное отношение. Умножение на -1 понимается, как "перекраска аспекта".

Интертипная матрица тождественных отношений единична:

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

Например: отношения Максим - Максим.

Противоположности притягиваются не только в жизни, но и в соционике. Следует, однако, учесть, что человек не в состоянии одновременно перерабатывать информацию по аспектам, связанным преобразованием цвета (например, по белой и черной интуиции). Поэтому при тесном контакте противоположностей проявляется "эффект интеллектуального погашения", чреватый нарушением высшей интеллектуальной деятельности партнеров. Иными словами, не стоит им совместно трудиться над одной научной проблемой. Интертипная матрица:

-1

0

0

0

0

-1

0

0

0

0

-1

0

0

0

0

-1

Зеркальные отношения характеризуются видимым взаимопониманием. По сути же - ортогональны, то есть - один твердит о чем-то, другой это же без лишних слов выполняет. Базовая функция с легким недоумением смотрит на совпадающую с ней творческую функцию партнера: о чем тут рассуждать, когда все очевидно.

Зеркальников можно сравнить с пересекающимися плоскостями: их пересечение - лишь прямая, но на ней бесконечное множество точек. Интертипная матрица:

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

Квазитождественные отношения характеризуются совпадением у партнеров большинства соционических признаков (см. ниже). Благоприятны для совместной деятельности, хотя содержат в качестве "теневых" зеркальные отношения. Матрица:

0

-1

0

0

-1

0

0

0

0

0

0

-1

0

0

-1

0

Суть отношений конфликта в том, что замыкаются первая и третья функции партнеров. Но первая функция подразумевает абсолютную свободу, в то время как третья остро ощущает зависимость от мира. Поэтому отношения дискомфортны, хотя, нередко притягательны для обоих партнеров. Лучшим советом для конфликтеров, не знакомых с соционикой, является "держать дистанцию", прежде всего - эмоциональную. (Соционически образованные конфликтеры, обычно, находятся в прекрасных отношениях.)

Отношения активации, вообще говоря, позитивные, могут обернуться подсознательным конфликтом: нарушением информационного взаимодействия между ментальным кольцом одного из партнеров и витальным кольцом другого.

Интертипные матрицы:

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

(Максим - Гексли.)

0

0

-1

0

0

0

0

-1

-1

0

0

0

0

-1

0

0

(Максим - Есенин.)

Отношения суперэго (сверхкомпенсации) считаются в теоретической соционике, скорее, неблагоприятными. Взаимодействие напоминает "помощь с избытком", чреватую накоплением раздражения с обеих сторон. 1 и 2 функции одного партнера слишком уж рьяно поучают 3 и 4 функции другого: это утомляет и раздражает- демонстрация превосходства вместо помощи.

Напротив, в отношениях дополнения блок суперид одного из партнеров постоянно получает требуемую им помощь от блока эго другого; ударов же по суперэго функции "зоны игнорирования", как правило, не наносят. Некоторым недостатком данного вида отношений можно считать лишь взаимозамыкание информационных потоков партнеров и ослабление их экстравертной активности.

Интертипные матрицы:

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

(Максим-Достоевский.)

0

0

0

-1

0

0

-1

0

0

-1

0

0

-1

0

0

0

(Максим - Гамлет.)

У "родственников" понимание по общей первой функции сочетается с нажимом по третьей. Эти отношения, скорее, позитивны, хотя развиваются, как правило, волнообразно: стадии увлечения и неприязни сменяют друг друга.

(В отличие от родственных, отношения суперэго устойчивы. Можно сказать, что в них привязанность и ненависть сливаются в новое сильное чувство, для которого не придумано названия.)

Интересными и позитивными являются "антиродственные" миражные отношения, хотя для них также характерна "волнообразность". Как правило, пара миражников отличается чрезвычайно слабой общей четвертой функцией, сильной первой и "симметризованными" творческими. Последнее обуславливает весьма оригинальный характер их совместной деятельности.

Интертипные матрицы родственников и миражников:

1

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

(Максим - Робеспьер.)

-1

0

0

0

0

0

-1

0

0

-1

0

0

0

0

0

-1

(Максим - Джек.)

Деловые отношения благоприятны для совместной работы, так как творческие функции партнеров, а также их проблемы (третья функция) совпадают. Отношения полудополнения (антиделовые) также весьма приятны. Проблемы в обоих отношениях связаны с существенным различием картин мира. Матрицы:

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

(Максим - Клайд.)

0

0

0

-1

0

-1

0

0

0

0

-1

0

-1

0

0

0

(Максим - Гюго.)

Сильными, устойчивыми и, часто, неблагоприятными, являются отношения контроля. Они асимметричны: первая функция контролера соответствует третьей функции подконтрольного, что создает давление; в то время, как первая функция подконтрольного соответствует второй - сильной, творческой функции контролера, по которой оказать давление практически невозможно. Подконтрольный попадает в зависимость от контролера, и степень этой зависимости со временем нарастает. Контролеру такие отношения кажутся хорошими, подконтрольный воспринимается, как хороший, но несколько непутевый человек, постоянно нуждающийся в помощи. Подконтрольный же плачет от этой помощи.

Интертипные матрицы:

0

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

подконтрольный-контролер

Максим <------ Дон-Кихот

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

контролер-подконтрольный

Максим-------->Наполеон

Менее изученными являются отношения заказа. Заказ можно рассматривать, как подсознательный контроль. Контролер может заставить Вас отказаться от своих планов. Заказчик же в состоянии заставить Вас сделать то, чего хочет он, причем, как правило, ни Вы, ни он даже не осознаете происходящее.

Интертипные матрицы:

0

0

-1

0

-1

0

0

0

0

0

0

-1

0

-1

0

0

подзаказный-заказчик

Максим<-------- Дюма

0

-1

0

0

0

0

0

-1

-1

0

0

0

0

0

-1

0

заказчик-подзаказный

Максим------>Бальзак

Отношения контроля и заказа замыкаются в кольца. Существует классификация ТИМов по кольцам контроля: хозяева, воины, авантюристы и подарки. Подобно тому, как существуют общие характеристики ТИМов с совпадающими первыми функциями, можно составить описания соционических колец и изучить отношения между кольцами.

Хозяева: создатели и ценители настоящего, осторожные в положительных прогнозах на будущее. "Завтра будет хуже, чем вчера". Штирлиц, Дюма: "Нужно окопаться". Бальзак, Гамлет: "Нужно предупредить остальных".

Воины: разрушители настоящего во имя будущего. Дон-Кихот и Максим разрушают во имя правильного мироустройства. Достоевский и Наполеон - во имя блага человека. ("Мне лучше знать, кто из бедных беден, и что в раю нужно всем...")

Авантюристы: игроки на бирже бытия, живущие сегодняшним днем и не верящие в завтра. Гексли и Клайд - играющие с людьми, от людей получающие блага и радости. Робеспьер и Жуков играют с системой (государством) и получают доходы, изменяя или обманывая ее.

Подарки: верящие в "завтра" и направляющие авантюристов в русло гармонизации мира. Габен и Джек - создатели тылов и запасов, обеспечивающие резервами себя и других. Гюго, Есенин - вкладчики чувств, великие мастера отвлекать на себя время и силы зарвавшихся авантюристов.

Тот, кто предоставит воину очаг и кров на привале, вызовет в нем благодарность и получит помощь в бою (интертипные отношения: хозяева-воины). Тот, кто выстраивает логическую цепь разрушений во имя будущего и ожидает укоров совести, не простит тому, кто обходится вовсе без рефлексии, хотя идет тем же путем (воины - авантюристы) ...

Кольца контроля:

 +> Бальзак ---> Штирлиц-+

+> Дон-Кихот ---> Максим-----+

+--Гамлет <--- Дюма <--+

+-Достоевский <-- Наполеон <-+

х о з я е в а

в о и н ы

+> Гексли -----> Клайд ---+

+-> Есенин ------> Гюго ----+

+ Робеспьер <--- Жуков <--+

+--- Джек <------ Габен <---+

а в а н т ю р и с т ы

п о д а р к и

 

Кольца заказа:

+>Бальзак ---> Достоевский -+

+->Дон-Кихот ---> Гамлет -+

+- Максим<------- Дюма<-----+

+-- Штирлиц <--- Наполеон<+

+->Есенин ---> Робеспьер ---+

+-> Гексли ------- Джек --+

+- Клайд<-------- Габен <---+

+--- Гюго ------- Жуков --+

 

Общие принципы СОЦИОНИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО поведения:

  1. Откажитесь от представления о единой картине мира, универсальной системе нравственных и культурных ценностей, абсолютной логике. Не навязывайтесь другим по своей первой функции!
  2. Творите по второй функции, когда хотите, по третьей - ¦когда можете, по четвертой же - никогда!
  3. Спокойнее относитесь к своим комплексам по третьей функции: они не уникальны.
  4. Научитесь управлять своими конфликтами, используя представление об их информационной природе.

 

7. Технология определения ТИМа.

Интуитики ЗНАЮТ ТИМ собеседника, сенсорики его ВИДЯТ, этики - ПОНИМАЮТ, логики - ВЫЧИСЛЯЮТ. С другой стороны, верно и обратное: ТИМ сенсорика легче всего увидеть, ТИМ логика - вычислить и т.д. Следовательно, если Вы хорошо знаете особенности своего ТИМа, Вы всегда определите собеседника - через соответствие/несоответствие Вашего способа получать информацию с его способом предоставлять информацию.

Сенсорик сенсорика видит издалека.

Существуют более формализованные способы определения ТИМа - аспектный и признаковый. (Определение, исходя их интертипных отношений, практически всегда приводит к ошибкам.)

Аспектный способ основывается на представлении классической соционики, согласно которому ТИМ - это прежде всего информационные потоки: сильные и слабые, акцептные и донорные. Обычно, начинают с проявлений 1 функции - картины мира, либо - с минус четвертой - антисовести. Затем диагностируется комплекс по третьей.

Недостатки метода связаны с отсутствием перекрестных проверок. Информация о человеке редко бывает избыточной, поэтому, пользуясь ТОЛЬКО аспектным подходом, легко перепутать цвет первой функции или порядок следования первой и второй. Иначе говоря, ТИМ определяется с точностью до Клуба (Клуб - соционическая малая группа с общими сильными функциями: например, Бальзак-Джек-Дон-Кихот-Робеспьер).

Поэтому аспектный метод может быть рекомендован только для определения себя и близких людей. Во всех остальных случаях его ДОПОЛНЯЮТ признаковым методом.

Соционическим признаком называется наблюдаемое проявление особенностей функционирования ТИМа. Признаки образуют диалектическую пару: чем сильнее выражен один признак в паре, тем слабее другой, дополнительный.

Нормальным является соотношение 2:1 в пользу доминирующего признака. Отклонение от этой нормы называется признаковым комплексом . Он проявляется - либо как акцентуация, либо - как инверсия признака. Последний случай создает до- полнительные трудности при диагностировании ТИМа.

Инверсия признака - это внешнее проявление нервного ¦или психического расстройства. Для этой болезни характерно ОБЕСЦЕНЕНИЕ ПОДАВЛЕННОГО ПРИЗНАКА. (Логики уважают и ценят этику, завидуют людям, которые свободно в ней ориентируются. Этик же с признаковым комплексом по логике этику презирает.) Почти всегда резкое неприятие какого либо признака предполагает инверсию.

Кроме признаков этика/логика и интуиция/сенсорика, рассмотренных выше, удобно диагностировать статику/динамику, шизотимность/циклотимность, интровертность/экстравертность.

Признак статика/динамика является в соционике первичным. (Уже потому, что статические и динамические аспекты не смешиваются в ментальном кольце.)

Различия между статиками и динамиками многообразны. На практике достаточно знать, что динамики в отличие от статиков не способны долгое время сохранять одну и ту же позу (даже во сне), во время разговора стремятся занять чем-то пальцы. Ожидая транспорта, динамики, обычно, расхаживают взад-вперед. Нередко, простояв три-четыре минуты, уходят.

При чтении стихов статики оперируют разными интонациями, динамики повышают или понижают голос.

Признак шизо-/циклотимность рассматривается в соционике и в классической психологии одинаково. На практике: циклоиды (интуитики и сенсорики в первых функциях) выглядят более округлыми, нежели "угловатые" шизоиды (логики и этики). Движения циклотимов скорее плавны, чем резки и порывисты. Можно ассоциировать циклотимов с кошками, шизотимов же - с собаками.

Для циклотимов более характерны беспричинные колебания настроения.

Признак экстро-/интроверсия соционика определяет через преобладающее направление движения информации. Экстраверты считают первичным источником информации внешний мир, экстраверты же - себя.

Иными словами, экстраверты исходят из объективности мира, интроверты склонны считать его подвластным своей воле.

В соционике экстраверсия соответствует "белой" , интроверция - "черной" творческой функции.

Легко может быть диагностирован признак негативизм/позитивизм, характеризующий преимущественные оценки ТИМом будущих событий.

 

СЛИ

СЛЭ

СЭИ

СЭЭ

ИЛИ

ИЛЭ

ИЭИ

ИЭЭ

ЛСИ

ЛСЭ

ЛИИ

ЛИЭ

ЭСИ

ЭСЭ

ЭИИ

ЭИЭ

этика/ло гика

Л

Л

Э

Э

Л

Л

Э

Э

Л

Л

Л

Л

Э

Э

Э

Э

сенсорика /интуиция

С

С

С

С

И

И

И

И

С

С

И

И

С

С

И

И

Экстра-/ интроверсия

И

Э

И

Э

И

Э

И

Э

И

Э

И

Э

И

Э

И

Э

шизо-/ цикло тимность

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

статика/ динамика

Д

С

Д

С

Д

С

Д

С

С

Д

С

Д

С

Д

С

Д

негати визм/по зитивизм

П

Н

Н

П

Н

П

П

Н

П

Н

Н

П

Н

П

П

Н

 

Алгоритм определения ТИМа.

  1. Точно установите собственным ТИМ.
  2. Выберете комбинацию признаков, с которыми Вы будете работать. (Например, интуитика/сенсорика; динамика/статика; шизотимность/циклотимность.)
  3. Оцените внешность человека: его волю, силу, мобилизованность, конкретность, фиксацию взгляда, богатство, опрятность, аккуратность одежды, соответствие имиджа конкретной обстановке. Сделайте вывод о распределении признака сенсорика/интуиция.
  4. Изучив, как двигается собеседник, определите оставшиеся два признака.

  1. Предположим: Интуитик, шизотим, динамик. Осталось, следовательно, две возможности: Джек и Гамлет. Сделайте выбор, используя любые оставшиеся комбинации признаков.
  2. Вы сформулировали ГИПОТЕЗУ о ТИМе. Проверьте ее, используя свои знания особенностей поведения данного типа (улыбка Есенина, прямолинейность Жукова, гостеприимство Дюмы...)
  3. При необходимости задавайте дополнительные вопросы.
  4. "Запрещенная комбинация признаков" указывает на существование инверсии. Определите причину ее возникновения.

18 ноября 1992 года.

[наверх]


© 2000 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service Наш Питер. Рейтинг сайтов.