На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Обсудить статью на форуме

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С. Б. Переслегин

©2002

Ближайшие перспективы развития кино- и видео-

уровень оргпроектирования

В последние годы в мире кино произошла очередная техническая революция, результатом которой явилось новое поколение кинотеатров и принципиально иные требования к зрелищности представления.

Прежде всего, кинотеатры превратились в киноцентры, для которых характерно:

Таким образом, киноцентр проектируется как системная "зона отдыха", в которой киносеанс является лишь одним из пунктов программы. Обычно, киноцентры имеют четкую целевую аудиторию (два основных варианта - молодежная и семейная).

В связи с повышением общего уровня комфорта временные ограничения на длительность киносеанса (сейчас они лежат на уровне 120 - 150 минут) могут быть сняты. Следует, однако, иметь в виду, что сеансы длительностью свыше 150 минут в обязательном порядке нужно разбивать на два "отделения", разделенные двадцати - тридцатиминутным перерывом. Разумеется, ткань фильма должна поддерживать возможность разбиения на два отделения. Это требование, отнюдь, не является сколько-нибудь сложным в исполнении, тем более что допускает значительное увеличение общей длительности фильма (до 240 - 300 минут).

Последнее обстоятельство очень существенно, в связи с современным увлечением высококачественными экранизациями. И "Властелин колец" и "Гарри Поттер…" потеряли при монтаже более часа запланированного или даже уже отснятого материала; между тем, эти фильмы делались в расчете на многомиллионную аудиторию фанатов, которые переносят отсутствие "любимых эпизодов" весьма болезненно. К тому же, в сколько-нибудь качественном художественном произведении все сюжетные элементы необходимы. Убирая тот или иной эпизод (по соображениям времени), режиссер вынужден приложить массу ненужной (и даже вредной) изобретательности, чтобы свести концы с концами. Получается это смешно. Так, например, в исходном тексте Толкиена хоббиты встречают Тома Бомбадила, получают от него информацию, затем Том спасает их из могильников, очищает хранящееся там оружие и вручает хоббитам гондолинские мечи. Пропустив этот эпизод, режиссер вынужден заменить Бомбадила Арагорном. В результате, бедный следопыт таскает с собой целую охапку гондолинских кинжалов (каждый ценой в половину Пригорья) и, сверх того, еще и очень хорошо осведомлен о событиях начала Третьей эпохи.

Из "Гарри Поттера…" в связи с сокращением уже готовой ленты более чем на час "ушла" история развития взаимоотношений героев и весьма важный (особенно, для будущих фильмов) эпизод с дракончиком.

Понятно, что четырех- пятичасовые фильмы не могут идти без перерыва (физиологические и психологические ограничения вполне очевидны). Однако, многочасовые спектакли, разбитые одним-двумя антрактами, вполне согласуются с возможностями аудитории и пользуются популярностью. ("Аркадия", "Дни Турбиных", "Валькирия").

Уменьшение количества сеансов будет вполне компенсировано увеличением торговой прибыли киноцентров (кто же откажется в перерыве от лишней бутылочки "колы", стакана попкорна или - в иной версии - от бокала шампанского?).

Развивая идею киноцентров до ее логического завершения, мы приходим к некому аналогу "парка развлечений", куда вы покупаете весьма дорогие билеты на целый день. В этом случае можно демонстрировать гигантские фильмы (все "Освобождение", весь "Властелин колец" - имеется в виду все три трехчасовых фильма), перемежая показ дискотеками, играми, едой, развлечениями.

Интересной, хотя весьма сюрреалистической, является версия сочетания киноцентра с баней в старо-римском стиле (баня, клуб, бассейны, помещение для игр, помещение для беседы).

 

В связи с появлением нового стандарта качества на звук и изображение кинофильмов возникла интересная проблема, которой, как кажется, никто пока не заметил: современные фильмы перестали допускать непосредственный перенос на телевизионный экран. В сущности, по видеоверсии можно получить лишь некоторое представление о сюжете фильма (в ряде случаев - отдаленное). Попытка судить о качестве современного фильма по его видеоверсии заставляет вспомнить старый анекдот: "Ничего особенного в этом вашем Карузо, я его, правда, не слышал, но мне Рабинович напел…"

Видеоверсия не позволяет правильно оценить:

В результате, фильм, в котором подобные эпизоды занимают значительное место ("Перл-Харбор", "Властелин колец", "Королевская битва", "Бессмертные души"), в видеоверсии воспринимается зрителями неправильно.

Мы приходим к выводу, что возникла задача портирования кино на видео, аналогичная проблеме переноса компьютерных игр с одной платформы на другую.

По всей видимости, решение этой задачи лежит на следующем пути:

[наверх]


© 2005 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service