На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Вечер пятый: "Древние Боги, динамические сюжеты и современное образование". Жанр дискуссии - "ужастик".

Тезисы.

Подобно всякому "фильму ужасов", обсуждение будет включать как подчеркнуто реалистическую составляющую, так и откровенную мистику, в которую ни один разумный человек верить не станет. В этой связи часть тезисов останется "закрытой" до начала дискуссии: много ли удовольствия читать детектив, зная из аннотации имя убийцы?

Что же касается "реалистической части", то, опять-таки в соответствии с канонами жанра, она должна вызывать наибольший страх. Итак, тезисы:

1. В течение последнего столетия качество школьного образования, если оценивать его "в среднем", неуклонно падает. Опытные доказательства будут предъявлены.

2. Этот процесс пытались остановить дважды.

В 1920-е годы в РСФСР/СССР активно создавалась "новая (социалистическая) педагогика". Результатом этих работ стало удовлетворительное кадровое обеспечение программы индустриализации страны. Кроме того, воспитанное по схеме "новой педагогики" поколение вынесло на себе главную тяжесть Великой Отечественной Войны и послевоенного восстановления, доказав тем самым, что советской школе удалось заложить в своих выпускников значительный потенциал.

В конце 1950 - начале 1960-х годов, то есть в разгар острой фазы "Холодной войны", противоборствующие стороны, прекрасно осознавая роль науки и технологии, обратили на систему подготовки школьников самое пристальное внимание. По обе стороны Атлантики утопии тех лет были, по преимуществу, педагогическими утопиями. Соответственно, были подготовлены новые учебные программы и новые концепции образования, которые в последующие десятилетия активно внедрялись в жизнь.

В СССР это привело к кратковременному расцвету физматшкол. В США - к созданию системы образования принципиально иного, по сравнению с традицией типа (альтернативность предметов, эмансипация негров, программы опережающего развития, итогом работы которого стала так называемая "команда Клинтона").

Однако достигнутый успех оказался эфемерным. С середины 1970-х годов рост качества образования (весьма относительный) сменился очень медленным, но неуклонным падением. Уже в 1980-х канадские исследователи с тревогой заговорили о проблеме функциональной неграмотности.

Американская система образования, создававшаяся для того, чтобы обеспечить страну научным и культурным потенциалом, необходимым для победы в "холодной войне", привела к прямо противоположному результату. С характерной для янки неспособностью признавать собственные ошибки, американцы заявили, что именно этого они и добивались: если человек способен только заворачивать гамбургеры, пусть он этим и будет счастлив. Дело дошло до того, что сегодняшний американский выпускник средней школы не знает дробей, не умеет считать без микрокалькулятора, не имеет представления об истории, а зачастую толком не умеет читать и писать.

3. Процессы ухудшения качества образования были диагностированы и в других государствах, в частности - в Великобритании и во Франции.

4. В попытках как-то справиться с проблемой, было проведено несколько более или менее ограниченных (но в любом случае весьма дорогостоящих) образовательных реформ и развернута (во Франции) система "вторичного образования" взрослых. Ни к какому позитивному результату это не привело.

5. Поскольку один и тот же процесс - снижение качества образования - наблюдается в странах с совершенно различными школьными системами, поскольку совершенно различные реформы приводят к одному и тому же печальному результату, поскольку, как показывает опыт, качество образования не зависит от вкладываемых в него обществом средств, приходится принять, что мы столкнулись с системным кризисом данной социальной сферы.

6. Значение этого кризиса для программы постиндустриализации мира понятно. Понятна и его роль в том, что мы назвали на третьем заседании "постиндустриальным барьером".

7. Степень деградации образования в общем и целом возрастает с востока на запад, имея минимум в Восточной Европе и достигая максимума в США. Для государств, не принадлежащих к "европейскому миру", такой зависимости не наблюдается. Вообще, там ухудшение образования менее заметно, но его исходный уровень довольно низок. Заметим здесь, что японско-корейско-китайская система образования котируется сейчас весьма высоко, однако, хотя уровень знаний соответствующих выпускников высок, их креативность довольно низка.

8. Современная российская реформа образования направлена на разрушение того (правда, довольно незначительного) преимущества, которое Россия продолжает сохранять. Впрочем, можно предположить, что она точно так же провалиться, как и те реформы, которые предпринимались с благородными целями.

9. Среди причин "кризиса образования" есть очевидные. Например, "старость" образовательной системы, восходящей к средневековым школам и Университетам.

10. Есть причины простые, такие, как, например, "эффект постиндустриального барьера", "эффект парада идентичностей".

11. И, наконец, есть невероятные, связанные с процессами, происходящими в информационном мире и в трансцендентной области.

12. Вот об этих причинах мы и будем говорить … (Продолжение - на обсуждении 06 апреля 2002 г.)

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов