На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С. Б. Переслегин

О «военно-морской» типологии личности

Посвящается адептам соционики, в том числе и себе любимому

Общеизвестно, что личность можно классифицировать десятками различных способов. Каждый из этих способов занимает определенную «точку» на прямой, связывающей два противоположных по содержанию, но при этом одинаково истинных (и одинаково бесполезных на практике) суждения: «все люди одинаковые» и «все люди разные».

Прагматическая полезность типологии в том и заключена, что, выстраивая определенную модель личности , она обращает внимание пользователя на коммуникационные и деятельностные ошибки, возникающие из-за некритического отношения к приведенным выше суждениям.

Классические типологии используют в качестве своей основы физические различия людей (Кречмер, Личко), особенности темперамента (Гиппократ, Павлов), особенности информационного метаболизма (Юнг, Аугустинавичуте). Предлагаемая Вашему вниманию модель ставит в основу классификации типы деятельности. В известном смысле, она является продолжением теории менталитетов, хотя, конечно, использует иную логику.

1. Человек и корабль: сравнение деятельных характеристик

Боевые корабли относят к тем или иным классам в зависимости от их основных характеристик: водоизмещения, скорости, вооружения и бронирования. Построим аналоги этих характеристик для модели личности.

В качестве «водоизмещения», характеризующего размеры корабля (то есть, его способность противостоять морской стихии, его устойчивость как артиллерийской платформы, его возможности нести броню и вооружение, его стоимость) разумно использовать такую известную из практики игр типа AD&D характеристику, как «experience» — «экспа», она же «агрегированный опыт».

Человек обретает «экспу» в процессе жизни, обучения, профессиональной деятельности, транспрофессиональной деятельности, путешествий и приключений. Особенно высокий рост этой характеристики дает уникальная деятельность, создание шедевра.

Человек теряет «экспу» вместе с потерей здоровья и профессиональных качеств. В частности, к потере этой характеристики приводят хронические болезни, пьянство, любые формы наркомании или иных зависимостей.

Вычислим «агрегированный опыт» у тридцатилетнего бизнесмена, имеющего одно высшее образование, семью, одного ребенка, 10.000 евро годового дохода, спортивный разряд и одно значительное профессиональное достижение (открыл самостоятельный филиал своей фирмы).

Жизнь: 30 лет по 100 единиц = 3.000 единиц.

Семейный опыт: 10 лет по 200 единиц = 2.000 единиц + 1.000 единиц за смену социального статуса, итого 3.000 единиц.

Опыт воспитания детей: 1.000 единиц за смену социального статуса + 1.000 единиц за первый год жизни ребенка + 8 лет по 300 единиц, всего 4.400 единиц.

Образование: 10 лет по 200 единиц = 2.000 единиц, 5 лет по 400 единиц = 2.000 единиц + 1.000 за поступление в ВУЗ + 1.000 единиц за окончание ВУЗа, итого 6.000 единиц.

Профессиональная деятельность: 1 год по 500 единиц + 4 года по 100 единиц + 1000 (его доход/средний доход - 1) = 4.900 единиц.

Прочие пути приобретения опыта: 20 лет по 100 единиц за занятия физкультурой и спортом + 1.000 за спортивный разряд + 1.000 единиц за туристские навыки + 500 единиц за путешествия = 4.500 единиц.

Профессиональное достижение: 4.000 единиц.

Потерь «экспы» на здоровье, созависимости и вредных привычек нет.

Суммарный опыт бизнесмена составляет 29.800 единиц, что позволяет отнести его к седьмому классу (100, 200, 400, 1000, 10.000, 16.000, 32.000, 50.000, 64.000, 96.000, 128.000, 160.000, 200.000, 256.000…).

Для сравнения: выпускник школы, еще не поступивший в ВУЗ, не создавший семьи, но устроившийся на работу имеет «экспу» около 5.000 (пятый класс опыта), шестидесятилетний бомж, утративший профессиональные навыки и здоровье, но пристрастившийся к пьянству — около 1.000, тридцатилетний транспрофессионал с двумя высшими образованиями и пятью квалификациями в различных деятельностях — свыше 50.000 — девятый класс.

Следующей характеристикой будет «скорость». Здесь разница между моделями менее существенна. Под «скоростью» личности будем понимать характеристику, определяющуюся средней скоростью его физического перемещения, уровнем его физической мобильности, уровнем его профессиональной мобильности, скоростью его личностных изменений (проявляющейся как отказ от убеждений и расширение мировоззрения).

Построим «бальное соответствие»:

Ходьба: ноль баллов медленное и ленивое перемещение в пространстве, два балла — 5-6 км/час, три балла — быстрая ходьба, переходящая на бег. Дополнительно от одного до четырех баллов за умение бегать.

Мобильность: ноль баллов (всегда жил и буду жить здесь), один балл — способен выехать в отпуск, если это заранее оговаривалось, два балла способен выехать в краткосрочную командировку, если это заранее оговаривалось, четыре балла — способен выехать в краткосрочную командировку в любое время, восемь баллов — способен выехать в долгосрочную командировку в любое время, десять баллов — произвольно меняет место работы и жительства, не «привязан» к определенному пространству.

Профессиональная мобильность: ноль баллов (достигнутое положение меня устраивает), один балл (нужен карьерный рост), два балла (готов работать и интриговать ради карьерного роста), четыре балла (способен рискнуть достигнутым профессиональным положением), восемь баллов (способен «переформатировать» специальность), десять баллов (способен быстро менять области профессиональной деятельности), двенадцать баллов (признанный транспрофессионал).

Личностная мобильность: ноль баллов (на том стою и не могу иначе), один балл (меняюсь по мере накопления жизненного опыта), два балла (стремлюсь к расширению картины мира, читаю книги, путешествую), три балла (постоянно расширяю картину мира, думаю, занимаюсь творческой работой), шесть баллов (использую индивидуальные техники расширения сознания), восемь баллов (использую коллективные техники расширения сознания), десять баллов (формулирую новые пути развития личности и социума).

Таким образом, величина «скорости» может меняться от 0 до 40 единиц. Наш «бизнесмен» при разумных предположениях о его личности имеет скорость — 12-14 баллов, школьник-выпускник 22-24 балла, бомж — около нуля.

«Вооружение» определяет способность человека добиваться своего в сложных конфликтных ситуациях и связано с такими личностными характеристиками, как внутренняя запасенная энергетика, мобилизованность, воля, физическая и психическая (духовная) сила, убежденность и убедительность, способность убеждать логически, способность оказывать эмоциональное давление, актерское мастерство. Знание общей психологии, конфликтологии, НЛП в этой модели можно сравнивать с системами управления огнем.

Сразу разделим оружие на торпедное и артиллерийское. Торпеда наносит огромные повреждения, но двигается сравнительно медленно, должна быть заранее подготовлена и точно нацелена. Как правило, в жизни это означает совершение значительной работы в расчете на вполне определенную «траекторию» движения противника в конфликте. Например, выучивание наизусть «Илиады» в предположении, что важным элементом конфликта будет дискуссия об античной Греции. Написание книги или картины. Торпеды очень эффективны, но пригодны к применению либо в массовом количестве, либо против очень уж неповоротливого противника. В любом случае готовить их следует до конфликта.

Артиллерия — то оружие, которое «всегда с собой» и может быть использовано непосредственно.

3" орудие: способно легко доказать правоту взрослого пятикласснику;

5" орудие: способно заставить противника в честном споре признать свою неправоту по частному вопросу;

6" орудие: способно заставить противника, обладающего меньшей «экспой», капитулировать в частном и честном споре;

8" орудие: способно нарушить психологическую устойчивость противника даже в нечестном споре;

10" орудие: способно значительно нарушить психологическую устойчивость противника;

12" орудие: способно разрушить внешний слой психической защиты противника и вывести его из строя;

14" орудие: способно нанести повреждения мировоззренческой основе личности противника;

15" орудие: способно нанести серьезные повреждения мировоззренческой основе личности противника;

16" орудие: полностью разрушает личность.

Разумеется, указанные результаты достигаются, если снаряд «попал» — то есть аргумент подействовал либо на позицию противника в конфликте, либо задел его личностно, и пробил «броню».

Одно орудие — это один информационный аспект одной области деятельности.

«Бронирование» — способность личности выживать в сложных физических и социальных условиях, в том числе — противостоять действию артиллерии противника.

Отсутствие бронирования: может жить в городских условиях вне сферы серьезных конфликтов;

Броня 1"-3": может жить в городских и походных условиях, может участвовать в конфликтах, не угрожающих личному или профессиональному статусу;

Броня 4"-5" : может жить в сельских условиях, может участвовать в серьезных профессиональных конфликтах;

Броня 6"-8" : может участвовать в зимних походах, устойчив в конфликтах, угрожающих профессиональному благополучию;

Броня 9"-11" : может участвовать в экспедициях, работать в областях эпидемий, участвовать в конфликтах, угрожающих личному благополучию и даже жизни;

Броня 12" и выше: может участвовать в любых конфликтах и существовать в любых разумных условиях.

2. «Пароходу и человеку»…

Прежде всего, разделим людей на три больших группы: корабли основных классов, вспомогательные боевые корабли и «прочий отстой». К первой группе относятся линейные корабли, крейсера и эсминцы всех типов. Ко второй — эскортные корабли, боевые катера, транспорты, минные тральщики и минные заградители, а также корабли береговой обороны, способные отойти от причала и вступить в бой (начать деятельность). «Прочий отстой» — это блокшивы, плавучие казармы, землечерпалки, склады и т.п.

Само собой разумеется, что в хорошем флоте ничего не пропадает даром, так что и «отстойные» люди-корабли могут на что-нибудь сгодиться, но мне не интересны ни сами эти люди, ни их классификация. Все они имеют «экспу», относящуюся к первым четырем классам, скорость 0-3 единицы, практически неуправляемы, огонь по неприятелю вести не могут из-за неудовлетворительного состояния артиллерии, бронирование может быть практически любым.

Вторая группа:

Броненосец береговой обороны — как правило, это корабль, который некогда знал лучшие времена, но давно не подвергался ремонту или модернизации. В результате экспа относится к пятому — шестому классу, скорость 8-12 единиц, артиллерия 2-4 орудия калибра 8"-10" , бронирование 6"- 8" дюймов. Такие корабли не способны действовать вдали от своих берегов, но могут защищать свою базу от прорвавшегося к ней противника.

В жизни БРБО это, как правило, отставные военные среднего звена. Довольно редко человек сознательно стремится к такому типу личности в юности. Обычно, это связано с сильнейшей созависимостью от кого-то из близких, страдающих тяжелым заболеванием.

Для людей класса БРБО слова «созависимость» и низкая мобильность являются ключевыми. Как правило такие люди честны, надежны, верны, но очень негибки и совершенно неинтересны для окружающих. Они не умеют и не желают ставить себе цели самостоятельно, но и не разрешают никому ставить цели для них. С возрастом начинают страдать ожирением и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Логичны, сдержаны, мало эмоциональны. «Люди долга».

В литературе ярких примеров БРБО (как и вообще вспомогательных кораблей) мало. Довольно близко подходит к этой категории Наташа Ростова в эпилоге «Войны и мир», Соня Мармеладова.

Ухудшенными версиями БРБО являются канонерские лодки и мониторы . У первых артиллерия четыре — восемь 6"-8", бронирование 4"-5", у вторых одно крупнокалиберное орудие, защищенное толстой броней и больше вообще никакой защиты. Скорость 3-4 единицы.

Канонерские лодки — отставные военные низких рангов. Мониторы, обычно, получаются из «пай-мальчиков», с детства уверовавших в свое предназначение «двигать науку». В результате они вырастают больными, предельно иммобильными, часто не заводят семьи либо умудряются жить в семье, не приобретая социального опыта. Знают одну область деятельности, хотя и хорошо, но «книжно», причем опыт в этой области приобретается быстро и потом не растет. Мониторы можно использовать для решения конкретных задач при условии полного господства на море. Хотя мониторы и относятся к кораблям береговой обороны, Господи, помоги их близким в случае серьезных испытаний! Этот корабль может затонуть прямо в гавани.

В категорию «канонерских лодок» перейдут все герои Купринского «Поединка», когда закончат воинскую службу. «Мониторов» и в жизни, и в литературе довольно много. Петя Ростов, например.

Мобильной версией монитора является боевой катер с экспой до 3.000 единиц. Как правило, к этому типу военно-морских ресурсов относятся юные сорвиголовы 13-14 лет (причем, в условиях России, обычно, девочки). Боевой катер вообще не имеет бронирования, но очень мобилен (скорость до 30 единиц, правда, при хорошей «погоде») и, обычно, несет одну торпеду. Не только в советских детективных и фантастических романах, но и в жизни такой катер может представлять опасность даже для очень крупного корабля. Проблема заключается в одноразовости боевого применения. После удачного боя катер приобретает столько «экспы», что начинает стремительно развиваться. После неудачного — гибнет физически или духовно.

«Боевые катера» отличаются абсолютным бесстрашием, подвижностью тела, души и разума, склонностью к неоправданному риску, поисками справедливости, решительностью и очевидной для любого беззащитностью. Примеров — несть числа. Алиса Селезнева. Данка из «Голубятни…» и другие «крапивинские девочки».

Эскортные корабли являются увеличенной до 8.000-10.000 единиц «опыта» версией боевых катеров. У них уже появляются пушки 4"-6" калибра и 3"-4" бронирование, скорость падает до 12-14 единиц. Как правило, к этому типу «кораблей» относятся «пай-девочки», закончившие школу и пару курсов ВУЗа, после чего прекративших всякое личностное развитие, кроме элементарного семейного.

«Эскортные корабли» обычно, живут в семье и для семьи, поддерживают себя в хорошей физической и удовлетворительной интеллектуальной форме, любят походы и поездки, оптимистичны, любимы домашними и уважаемы окружающими. В сложных условиях способны сражаться за свою семью до последнего, сила неприятеля для них значения не имеет. Очень распространенный женский тип. К нему, например, относятся Татьяна и Ольга Ларины.

Транспорта имеют опыт 3.000-30.000 единиц, скорость около 10 единиц, артиллерии и бронирования, о которых стоило бы упоминать, практически не несут. Являются хранителями знаний, умений, опыта, связей, иногда, денег. Правильный образ транспорта — это пенсионер, но, зачастую, такому «пенсионеру» может быть 30-40 лет. Просто, он ленив и начисто лишен амбиций. В конфликтах не участвует, случайное попадание в сколько-нибудь серьезную «разборку» приводит к серьезным заболеваниям. Нуждается в защите, которую могут организовывать эскортные корабли.

Обычно — «транспорта» — это умные, дельные, но ленивые люди, склонные к меланхолии. Поскольку являются носителями компетенций, могут использованы для решения широкого круга проблем при наличии должного охранения. Пример — старый князь Болконский.

Минные заградители — маскируются под транспорты. Столь же ленивы, но очень амбициозны, что скрывают годами и десятилетиями. Склонны медленно готовить интригу, способную подтолкнуть служебный рост или рост доходов, готовы ради такой интриги пойти на риск. Реальная «пиковая» скорость 18-20 единиц, вооружение и бронирование соответствует канонерской лодке. Как правило, карьера оказывается нестабильной, после первых успешных действий минзаг втягивают в бой и уничтожают или наносят ему такие повреждения, что остаток жизни он проводит в качестве плавучей казармы.

Классический пример интригана, способного выстраивать сложную интригу, но не способного толком воспользоваться ее плодами. Яго. Тартюф.

Минные тральщики — без особого блеска «разряжают» деятельность минных заградителей. Похожи по характеристикам на эскортные суда, но гораздо чаще оказываются в бою. Готовы к осознанному риску. Люди такого типа должны существовать в любом коллективе, стремящемся к длительному существованию. Спокойны, точны, выдержаны, неамбициозны, подвижны, обладают чувством долга, внимательны, как правило, не слишком умны и образованы, обладают сравнительно небольшой «экспой». Княжна Марья. Максим Максимович (из «Героя нашего времени»).

Первая группа - корабли основных классов:

Эскадренные миноносцы . Опыт — 5.000-8.000, скорость 30-35 узлов, торпедное вооружение, несколько легких орудий. Брони нет. Классический тип амбициозного, сильного, уверенного в себе выпускника школы, а, иногда, и ВУЗа.

«Эсминцы» агрессивны, подвижны, эмоциональны, часто жестоки. Как правило, не обременены семьей, хотя могут иметь устойчивые контакты с противоположным полом. Живут недолго. В процессе эволюции либо развиваются в корабли других основных классов, либо деградируют в эскортные суда или миноноски (все то же самое, только скорость падает вдвое, а иногда и втрое). Классический тип «молодежного лидера». Р.Раскольников. Виктор Цой. Анатоль Курагин.

Крейсера — универсальные корабли с универсальным вооружением. Подразделяются на универсальные, легкие, тяжелые и линейные.

Универсальный крейсер . Опыт 10.000-30.000, скорость 12-16 единиц, вооружение 10-12 орудий калибра около 6", бронирование 3"-6". Корабль, способный выполнить любое задание, но, в общем-то, достаточно плохо. К такому классу относятся классические средне успешные начальники отделов в возрасте 35-45 лет, директора и завучи большинства школ, руководители поликлинник, писатели, обладающие «некоторой успешностью», полковники и генерал-майоры, «простые» кандидаты наук.

Универсальный крейсер — типичный случай жизненного успеха в общепринятом понимании этого термина: не хуже, чем у других. Самоуверенные, уязвимые люди, обожающие ругать молодежь и давить на подчиненных. Среди литературных героев — Фамусов, Андрей Болконский. Среди методологов — Алексей Тупицин, Степан Галушкин.

Легкий крейсер — при том же вооружении менее бронирован, но значительно более быстроходен (свыше 20 единицам). Иногда несет одно-два очень тяжелых орудий (легкий ударный крейсер, линейно-легкий крейсер). Всегда вооружен торпедами.

Разведывательный корабль, обычно, завязывающий бой. Тип, воспетый в советской литературе — младший научный сотрудник младшего возраста. Витька Корнеев, Эдик Амперян. Румата Эсторский. Максим Каммерер в «Обитаемом острове». Петр Верлухин из цикла А.Житинского «Глагол-инженер». Среди методологов — С.Зуев. Среди российских политических деятелей — И.Хакамада и В.Жириновский.

Тяжелый крейсер — опыт повышается до 30.000-50.000, скорость приближается к 30 единицам, вооружение восемь — двенадцать орудий калибра 8"-10", броня 6"-8". Корабль может быть использован в эскадренном бою, для целей разведки, в борьбе за те или иные важные пункты. Корабли этого типа крайне ценны, относятся к ядру флота.

Успешные, сильные, открытые, развивающиеся люди, способные к самостоятельным и даже изолированным действиям. Руководители любых рангов, бизнесмены, общественные деятели, журналисты, политики. Руководители экспедиций, тренеры выигрывающих мировые чемпионаты команд, балетмейстеры успешных театров. В литературе — Ж.Жиакомо. Владимир Юрковский. Александр Васильевич (дон Кондор), Корней Яшмаа. Атос — Сидоров. Мета (из «Неукротимой планеты» Г.Гаррисона). В методологии — С.Градировский, О.Алексеев, Ю.Перелыгин, В.Княгинин.

Линейный крейсер — относится к уникальным кораблям. Опыт свыше 50.000, скорость выше 30 единиц, вооружение 6-10 орудий калибра 12"-14", бронирование 6"-10". Корабль пригоден для решения любых задач, в том числе — в одиночку. Обычно, ведет разведку, завязывает эскадренный бой и возглавляет в этом бою авангард. Сравнительно слабо защищен, поэтому действует, как правило, совместно с линейными кораблями (иногда, в паре).

Пророки, настоящие ученые, подлинные политики, преобразователи мира. «Гераклический тип» по В.Княгинину. Готовы взять на себя и решить любую задачу — в конфликте, в познании, в деятельности. Завоевывают господство на море в зоне боевых действий.

Феодор Симеонович Киврин, Кристобаль Хозевич Хунта. Леонид Горбовский. Язон-дин-Альт. В методологии — П.Щедровицкий, О.Генисарецкий. В политике — С.Кириенко.

Линейные корабли — «становой хребет» флота, основа устойчивости боевого порядка. Поддерживают господство на море, захваченное линейными крейсерами. Сопровождают линейные крейсера и оберегают их в критической ситуации.

Скоростью уступают линейным крейсерам (зачастую, значительно: 20-22 единицы, если не считать отдельного очень редкого подкласса «быстроходных линкоров», которые дают до 26 единиц), несут примерно такое же вооружение — до 16" орудий, значительно лучше бронированы: 10" и выше.

«Тяжелые» во многих отношениях, но сильные, надежные и неожиданно гибкие и подвижные люди. Основа министерств, ведомств, армий и think tank`ов. Как правило, на один линейный крейсер приходится 4-5 линкоров, из которых один быстроходный. В литературе: Янус Невструев (оба — А и У Янус), Н.Краюхин, штурман Кондратьев, Алексей Быков, Михаил Крутиков. Пьер Безухов. В методологии, как ни странно, этот класс кораблей полностью отсутствует. В политике — В.Путин.

Устаревшей моделью линейных кораблей являются эскадренные броненосцы. Труба пониже, дым пожиже: 2-4 орудия 12", много средней артиллерии, которая не может быть использована в бою, скорость 12-14 единиц.

Авианосцев и подводных лодок на практике не случается, хотя в качестве первого подходит очень хороший, но беспринципный учитель, рассматривающий своих учеников как стратегический ресурс, а роль ПЛ может сыграть умный минзаг.

3. Заключение

Хотя предложенный Вашему вниманию текст и может быть прагматически полезен (например, при формировании коллектива лаборатории или отборе сотрудников для ОДИ), он, разумеется, является шуткой. В которой есть доля правды, как и в любой типологии.

Со своей стороны автор (относящийся к подклассу опорных линкоров) официально заявляет: при создании типологий, основанных на моделях паровозов, модификациях «мессершмитта-109», теории Дарвина и систематики Линнея ссылка на настоящую статью строго обязательна. Всякое колебание будет расценено как нарушение авторских прав с соответствующими последствиями.

«Топи их всех!»

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов