На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С. Б. Переслегин

Модернизация

Вместо эпиграфов:

«—…таким образом, они достигнут Альфы Кассиопеи в возрасте 40 лет, то есть — к моменту расцвета своих духовных и физических сил …

— Сорок лет? Какой же это расцвет? Это же глубокая старость.»

Из фильма «Москва-Кассиопея».

«С 9.1929 по 3.1931 г. на верфи ВМФ в Иокосуке ЛК прошел первую модернизацию, в ходе которой усилили горизонтальное бронирование (…), смонтировали противоторпедные були, 36 котлов заменили на 16, более экономичных и производительных; демонтировали 4 надводных 533-мм ТА и 2 носовых 152 мм орудия, соединили носовые дымоходы, за башней ГК № 3 оборудовали место для хранения трех гидросамолетов и установили подъемный кран, угол возвышения 356-мм орудий ГК увеличили с 33 до 43 градусов, башни ГК оснастили 6-м дальномером, переделали носовую надстройку.»

Ю.Апальков «Боевые корабли Японского флота».

1. Насколько можно судить, срок функционирования человеческого тела, гарантированный Ее Величеством Эволюцией, составляет 40 лет (удвоенная продолжительность полного взросления в отсутствии акселерации).

2. С другой стороны гарантийный срок функционирования индуцированных системой образования «тоннелей Реальности» не превышает 20 лет. За этот период семиотическое пространство цивилизации меняется ощутимо, вследствие чего закрепленные образованием и предыдущим опытом навыки могут оказаться бесполезными.

3. Мы приходим к выводу, что «барьер сорока лет» носит кризисный характер: одновременно или почти одновременно исчерпывается «запас здоровья», данный человеку Природой, и информационный багаж, подаренный (худо ли, хорошо ли) системой образования. И действительно, именно на 40 летний возраст приходится отмеченный всеми психологами «кризис середины жизни». Заметим в этой связи, что способность человека к оперированию с принципиально новой информацией за «барьером» ощутимо снижается, что вызвало к жизни пословицу: «Человек до сорока лет представляет собой текст, а после сорока — комментарий к этому тексту».

4. Однако, именно к сорокалетнему возрасту человек, как правило, добивается первых системно-значимых должностей и званий. Это — характерный возраст подполковников и полковников в армии (соответственно, на флоте — командиров кораблей и первых помощников). Это — характерный возраст старшего научного сотрудника, руководителя отдела — в НИИ или лаборатории. Это — ответственные работники департаментов, фирм и министерств, добившиеся первого заметного успеха (то есть, начавшие публиковаться в престижных изданиях) писатели, критики, другие работники творческого труда.

5. Иными словами, мы приходим к выводу, что цивилизационная власть оказывается в руках людей, утративших цивилизационный приоритет. Это должно привести к серьезным негативным явлениям как на уровне социума (повышения «трения Клаузевица» при осуществлении любых действительно инновационных разработок, как следствие — рост совокупного консерватизма в науке, искусстве, политике, бизнесе), так и на уровне личности (ощущение «пустоты жизни», скука, болезни). Можно говорить о негативных явлениях и на уровне микросоциума: распад семей, конфликт поколений. Наконец, серьезным бременем на общество и государство ложится оплата медицинских страховок и «листков временной нетрудоспособности» все более и более больным «зрелым людям».

6. В рамках построенных модели следует признать, что обществу сплошь и рядом выгоднее отправлять на пенсию людей, перешедших «сорокалетний барьер», нежели пользоваться плодами их труда. Подобную социальную схему неоднократно исследовали в фантастике: «Пурпурные поля», вероятно, являются лучшим примером. (Похожие структуры существовали и в общественно-политическом строе Торманса «Час быка» И.Ефремова.)

7. Однако, такой выход (даже если оставить в стороне его негуманность) трудно назвать оптимальным. Общество лишает себя возможности использовать опыт и знания сорокалетних. Между тем, нет никаких оснований рассматривать всю информацию, накопленную личностью, как бесполезную или вредную.

8. Лучшим, на мой взгляд, решением проблемы является государственная программа «модернизации поколения». Речь идет о создании в рамках существующей системы образования детей и подростков специальной подсистемы, рассчитанной на взрослых (сорокалетних) людей.

9. Человек, проходящий «модернизацию», обязан:

А) сдать экзамены на аттестат зрелости по программе текущего года,

В) сдать соответствующие тесты физической выносливости,

С) приобрести новые навыки, допускающие квалификационную оценку (разряд по шахматам, удостоверение летчика-любителя, диплом ныряльшика с аквалангом, поставить спектакль, написать книгу, построить дом…)

D) в идеале - получить второе высшее образование в области, максимально далекой от первого, защитить соответствующую дипломную работу.

10. С юридической точки зрения программа «модернизации» должна быть обеспечена двумя законами. Первый должен обеспечить каждому гражданину страны право на прохождение «модернизационного» курса обучения (двухгодичного для подтверждения среднего образования — пункты А-С «модернизационной» программы, трехгодичного для подтверждения высшего образования — пункт D программы; естественно, допускается ускоренное прохождение, но ни в коем случае не экстернат). Второй должен обязывать увольнять государственных служащих и приравненных к ним по положению лиц (военных, деятелей науки и пр.), не прошедших «модернизацию». Речь идет о том, что человек не прошедший «модернизацию», не должен быть допущен к ответственному и квалифицированному труду. Его следует отправить на пенсию, которая будет начислена, исходя из реального стажа.

Таким образом, для промышленных и сельскохозяйственных рабочих «модернизация» представляет собой право и возможность повысить социальных статус, для интеллигенции и служащих - это обязанность, невыполнение которой означает потерю статуса.

11. Важной особенностью «модернизационного» проекта является резкое увеличение вертикальной возрастной мобильности в обществе (мобильности через поколение).

Прежде всего, родители окажутся вынужденными учиться рядом со своими детьми, что станет источником положительного опыта для обеих сторон. Далее, в рамках единого класса (группы) неизбежно перемешивание обычаев, привычек, сленга — информационное перетекание. Причем, речь идет не только о чистом «культурном обмене» между поколениями (по сути, проект на время «модернизации» превращает характерные вертикальные связи «отцов и детей» в горизонтальные), но и об обмене опыта старшего поколения на энергетику юности. Насколько можно судить, это может вызвать в обществе эпидемию перекрестных «вторых браков», что следует рассматривать, как явление сугубо положительное.

Наконец, замкнутые сообщества «школьных друзей» перестанут быть выделенными по возрасту. Это будет способствовать «перемешиванию карьер», то есть, более быстрому выдвижению молодежи.

12. Мы должны прогнозировать заметное повышение как внутрисоциального информационно-энергетического обмена, так и обычной социальной мобильности. Следует также ожидать увеличения средней продолжительности жизни лиц, прошедших «модернизацию», по сравнению с контрольной группой - на несколько лет.

13. Затраты на осуществление такой программы, вообще говоря, незначительные (порядка 30% совокупного бюджета министерств среднего и высшего образования), могут быть снижены уменьшением продолжительности первого (базового) образования, при увеличении его интенсивности.

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов