На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Америка для афроамериканцев или "чертова дюжина Оскаров".

Политкорректность - болезнь заразная. Вот уже и российские средства массовой информации стыдливо отказываются комментировать церемонию "Оскара 2002". Как же, в отличие от Олимпиады в Солт-Лейк-Сити "Оскар" - это внутреннее дело США, более того - внутреннее дело американской киноакадемии.

Однако кто как не американцы приучили нас к мысли: в эпоху глобализации никаких "сугубо внутренних дел" не существует. Тем более что разобраться в американских проблемах, не коснувшись Голливуда, и раньше не представлялось возможным.

Сразу же оговоримся: человек не вправе требовать от других людей беспристрастности. "Бойся справедливости, ты можешь ее получить", - говорил по этому поводу главный герой цикла романов американской писательницы Лоис Макмастер Бутжолд. Всякая премия есть триумф субъективного над объективным, внутреннего над внешним, кулуарного над публичным, и это пребудет до скончания мира (но, может быть, сие не так уж долго?).

Перед нами тот редкий случай, когда проблема - не в сути. В гораздо большей степени она - в форме.

Отправным пунктом нашего анализа является вручение "Оскара" за лучшую женскую роль. Как известно, статуэтку получила Хэлли Берри за "Бал монстров". Сколько благожелательных комментариев вызвала в прессе ее истерика на сцене… Да нет, я не против того, чтобы человек искренне выражал свои чувства; слезы актрисы, узнавшей, что она удостоена высшей профессиональной награды, понятны и извинительны даже в самом чопорном обществе. Только вот одна проблема: Хэлли Берри - актриса и, даже без "Оскара", не самая плохая. Почему же, слушая ее прерываемую рыданиями речь, мне так хотелось, чтобы в зале "специального" оскаровского кинотеатра "Кодак" сидел наш великий режиссер Станиславский? Уж он-то не преминул бы прекратить истерику своим сакраментальным: "Не верю!"

Что же поделать, если слезы Берри были не только наигранными, но и тщательно отрепетированными…

В Ватикане известна пословица: "Тот, кто приезжает на конклав папой, уедет оттуда кардиналом". В полной мере это относится к Николь Кидман, чья великолепная игра превратила в Искусство (и даже в Большое Искусство) ничем не выдающийся и, несомненно, "заказной"1 ремейк "Мулен Руж" и обеспечила кассовость такому сложному и необычному фильму, как "Другие". Но Николь Кидман выпало несчастье быть австралийкой, то есть находится вне линий действия США - ладьи на мировой шахматной доске . Как Корея слишком далека от американского континента, чтобы вручать ее спортсменам золотые медали в шот-треке, так и Австралия не заслуживает того, чтобы тратить на нее оскаровские статуэтки.

Эта "организационно-деятельностная позиция" омрачила церемонию и Расселу Кроу. Было утонченное издевательство в том, что "Игры разума" признаны лучшим фильмом года, а вот "лучшего актера" дали Дензелу Вашингтону за роль полицейского в "Тренировочном дне". Странно, конечно, что "Оскар" не получил Уилл Смит за роль Муххамеда Али: все-таки Смит - худший актер среди номинированных на премию, а его персонаж - трижды герой афроамерики, исламист, и, опять же, болен болезнью Паркинсона. Нет, не все мы понимаем в содержании аппаратных игр Голливуда!

В некотором роде, "Игры разума" действительно выдающаяся работа. В фильмах - биографиях своих великих граждан признанными законодателями мод были Советский Союз и гитлеровская Германия. Но даже эти страны за редчайшими исключениями не делали главными героями художественных лент современников. Как-то не принято в наше время называть гениями живых ученых (к "вождям и учителям" это, понятно, не относится)…

Подобно любому биографическому фильму, "Игры разума" откровенно скучен, и досмотреть его до конца удается только из-за таланта Рассела Кроу, который, наверное, хорошо "смотрелся" бы и в видеошоу по мотивам записей телефонного справочника.

Присуждение "Играм разума" титула лучшего фильма года - это, несомненно, политика. А вот выдача этой серой биографической поделке премий за лучший сценарий и лучшую режиссуру2 - это хорошо рассчитанное оскорбление. Рассела Кроу и Австралийского Союза.

Приз за "пожизненные достижения в кинематографе" получил Сидней Пуатье, афроамериканец, которому впервые вручали "Оскара" сорок лет назад. Лучшим иностранным фильмом стала "Ничья земля" из истории сербо-боснийского конфликта. Фильма я не видел, но, говорят, что, несмотря даже на присуждение ему "Оскара", он лучше своей репутации и, может быть, действительно заслуживает награды.

Подведем итоги. На церемонии "Оскара 2002" столкнулись две политические тенденции, и эти тенденции оказались комплиментарными. Призы Хэлли Берри, Дензелу Вашингтону, Сиднею Пуатье, фильму - "Ничья земля" выражают развитие тренда политкорректности. Награды "Играм разума", звонкая пощечина Расселу Кроу и Николь Кидман воплощают тренд "доктрины Монро", замывание США в себе, своих ценностях и своих проблемах.

А нам остается только радоваться тому, что не все в Голливуде и вокруг него стремятся к золотым статуэткам, поэтому, кроме "Игр разума" можно увидеть на экранах тонкий и умный фильм о симметрии мира живых и мира мертвых ("Другие"), сложнейший интеллектуальный детектив "Малхолланд Драйв", действие которого происходит в квантовомеханической логике и затрагивает парадокс Шредингера, жесткую и честную японскую ленту "Королевская битва", кстати, запрещенную в США, утонченную "Спираль", в которой информационные объекты вторгаются в реальный человеческий геном, великолепный "Ка-Пекс", ставящий под сомнение некоторые убеждения европейской цивилизации.

Я сознательно не включил в список два фильма, роль которых во "встряхивании" США и западного мира будет оценена значительно позже. Возможно, "Властелину колец" и "Гарри Поттеру" США обязаны не только выходом из психологической депрессии, которая в ноябре-декабре отмечалась у 70% населения страны, но и какими-то проблесками экономического подъема. Как это естественно, что второй фильм не получил на церемонии в Лос-Анджелесе ничего, а первый - награды за операторскую работу, спецэффекты, грим и музыку. Относительно последнего уместно процитировать Романа Ойру-Ойру: "Ценность этого предмета заключается не в обшивке, и не в пружинах, которых нет".

Сноски

1. До выхода на экраны фильма "Мулен Руж" это известное варьете на Монмантре, едва ли не один из символов Франции, было на грани закрытия. Сейчас оно переживает возвращение к своему звездному десятилетию. [Назад]

2. Кроме того, "Играм разума" досталась и лучшая женская роль второго плана - "Оскара" получила Дженифер Коннели за роль Алисии Нэш, жены Джона Нэша. Думаю, что Алисия сыграла значительную роль в судьбе своего мужа, но вот в фильме ... [Назад]

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service Наш Питер. Рейтинг сайтов.