На главную страницу

К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Не играйте, дети галактики, в Большой Занзибар!

В 2000 году каждый первоклассник знает, что в будущем компьютеров будет много, а примочек к ним разных еще больше. Он чует нутром, потому что это разлито в воздухе…А пока он мечтает иметь один из этих друзей человека у себя дома. А если имеет, то в классе получает некий интеллектуально-потенциально развлекательный вес.

А социологи нынешние вовсю рассуждают об информационной\сетевой революции и имеют для доказательства оной множество примеров из жизни общества.

Так или иначе молодой, разноцветный, устойчивый в своих убеждениях компьютерный Бог из окошек поманил обеспеченных, зажравшихся гамбургерами, роликами, аквапарками, рок-группками и автомашинками детишек, и не успели оглянуться родители, как отпрыски их растворились в играх, программах и Великой Сети, оставив тела равнодушные, только что не бездыханные на стульчиках и диванчиках перед экранами мониторов.

И растопыренные пальчики богатеньких обывателей напряглись, а в интеллигентных головках нанятых империалистами бывших технических интеллигентов зашевелились крамольные мысли: Запретить! Сократить время пользования до 45 минут в день! Завести дома черно-белые мониторы! Принудительно гулять с отроками подолгу, ходить в тренажерный зал, кушать, лечиться от кушанья - только не за компьютер!

Вспомним: Только не рок! Только не клеш! Только не «Алиса»! Только не частный бизнес! Казалось бы вполне системное свойство: принцип Ле-Шателье снова в бою: инновация всегда подвергается гонению, пока не прекратит таковой считаться или не появится что-то такое, по сравнению с чем предыдущее, просто «благодать и мое почтение родителям».

Сейчас такое благодатное для компьютеров время как раз наступило. Уже даже для РЭУ, ЖЭУ и прочих «отсталых слоев населения» компьютер друг и брат: установили, освоили и перестали проверять его работу вручную.

Но, правда, общество-стабильное не дремлет, оно сигнализирует, что сам по себе компьютер, это прибор , конечно, не хуже водопровода, но граждане посудите, если через водопровод будут гнать чистый спирт или ЛСД по пятницам, что же будет, братья и сестры! А такое опасное и ужеподобное у нас - ИНТЕРНЕТ называется, и возможности этого зверя не изучены …И поднимаются головы и сочиняются трактаты и работают психологи и находят ужасности для стабильной личности. (Ну совсем в скобках, заметим: личность-то не каждая просит стабильности, а личность молодая свободы и развития просит почему-то).

На мельницу традиционности очень часто льют воду совсем даже прогрессивные люди: ученые и писатели, они это делают «тонко» и проникновенно - жалуются в кругах, что, то тексты они не в состоянии на компьютере создать, ибо это от дьявола все, а некоторые создать-таки могут, но читать для них “великое" с компьютера просто немыслимо. Иные не любят Интернет, потому что общение он как будто выхолащивает. А еще страшную опасность в себе таит - быстро переправлять в электронной форме их собственные романы и трактаты, всем, кто пожелал с ними познакомиться. «Эдак многие прочитают с экрана, и никто не захочет купить живую книжку», - думают некоторые читатели и издатели и «ставят и ставят им градусники, градусники под мышки…». Температура взаимоотношений поднимается, атмосфера в издательствах накаляется и требуется доктор-юрист, чтобы рассудить, чье это ноу-хау, кто раскрученный автор, а кто квасу выпил и рядом постоит. Сложная жизнь, нервов уходит прорва, энтропия всего этого выползает аж на страницы произведений.

Конечно, не хочется в правовом-то государстве «быть идиотами» и набрести в перерыве безудержного творчества на картинку : «те что после нас уже едят». И получается, что реальность требует и вопиет быть осторожными, прагматичными и «продающимися», а значит нелояльными к конкурентам и пристрастными к нововведениям, на которых другие быстро могут заработать. Так что у компьютерной революции тоже есть два будущих, наше и неправильное. Капитализм, как известно, не вчера родился и в товарах толк знает и «шельму метит» просто так ведь на место Господина цивилизационного и массового Господа не становятся. Поэтому творчество у нас покупается и продается, упаковывается и распространяется по заказам и компьютерная сеть, как и сеть водопроводная не влияет на массовые процессы регламентации жизни, на отдельные товарные потоки, несущиеся через нас через открытые клапаны возрастающих потребностей.

А в остальном все у нас в стране, дорогая Екатерина Ивановна, по-прежнему. Как и у всех народов. Недавно вступили мы в эпоху этого самого капитализма, так от мала до велика стало население играть в ведомую ранее только первоклассникам игру «Большой Занзибар».

Как известно, играют в нее так: назови число, а ты , следующий, большее, а ты еще большее, а ты молодец, но еще большее назови, и так до утра, до забора, до обеда, до пенсии и до самой смерти.

Детям это скоро прискучивает, все равно первым в такой перекличке ты можешь побыть только мгновение, а дети ой как любят оставаться лучше других неопределенно долго, да и взрослые тоже.

Только играют взрослые на машинки, на Канары, на жен-мисс всей галактики и на любые другие понты.

Еще эта игра может быть названа: «У соседа уже есть…а у нас?»

Игра - отличный двигатель экономики. Новые потребности - это как раз самые большие числа на сей момент. Послушайте как звучит «Все ваши чудеса у нас давно в продаже…» почти также как «Мы уже были там прошлой осенью». Сегодня модно нанимать имиджмейкера и придавать ауре поперечно-полосатый окрас, а завтра кушать лягушек самшитовыми палочками. Новое становится старым за год, месяц, неделю. Воистину в мире производства товаров, их устаревания, появления потребностей, их усвоения и последующего разочарования происходит что-то из «Долгой ночи…» Р.Лафферти. И не меняется только одно - люди. Они бегут, приобретают, обменивают на новое, устраивают тотальный апгрейт своего бытия, но в процессе гонки остаются все теми же игроками в «Большой Занзибар», ожидающими мига, где они окажутся одни на вершине, но каждый раз мучительно обижаются, увидев такую же моментную вершину на час впереди.

Тут конечно, страны, которые не доедут на свои деньги ни до Канар и ни до ближайшего госпиталя, вправе заметить, что «золотой миллиард» бесится с жиру. И опасаясь такого вот праведного гнева сильнонеимущих активным, творческим потребителям вдруг да и стоит задуматься, где кончается жир и начинается обеспечение потребностей растущей, развивающейся и стремящейся к счастью личности.

Мне такой же, но с перламутровыми пуговицами…

Тут можно и А.Маслоу вспомнить с его известной пирамидой потребностей. Там потребности материальные, физиологические, а также карьерные (желательное признание в стае) составляют нижнюю, большую часть тетраэдра, а далее идут те, которые к деньгам и товарам имеют мало отношения. Например, довольно высоко стоит стремление к любви, творчеству и самоактуализация во Вселенной. Действительно, нелегко помешать или помочь человеку найти свой Путь в человеческой эволюции с помощью Мерседеса пусть даже самой последней модели, разве переехать медитирующего поперек.

Ну с Богом, побежали…Человек должен кушать, столько, сколько нужно, чтобы силы его восстанавливались или прибавлялись по его усмотрению, он должен также спать и лучше не в калориферной Института имени Лесгафта, а дома в постели и в своей отдельной комнате, чтобы мог он хорошо отдохнуть и быть здоровым, как вчера, еще и завтра. Человек должен быть уверен, что мир устойчиво безопасен, т.е. в каждую минуту времени он не хочет встречать угрозы дому, образу жизни и телу. Коли этого нет, то есть и спать с должным оздоровительным эффектом он не сможет. Равно, как не получится у него справить иные физиологические потребности или получится не так, как он бы хотел. «Если человека не кормить, не поить и не лечить, то он будет несчастным и, может быть, даже умрет».

Эти три потребности позволят человеку развивать или поддерживать нормальные отношения со своим телом.

Далее четвертым этажом выползает потребность в признании, тут начинается влияние социума. Карьера, работа, учеба, тусовка, клуб, - это все оттуда. Западная личность без таких вот занятий не может, и даже на далекой планете нуждается в обществе маленького принца или его голограммы.

Дальше - площадка еще поменьше и мы попали на уровень творчества, где попадаются такие индивиды, которые, несмотря на то, что хорошо кушают, мягко спят, любимы детьми, мужчинами\женщинами и собаками, признаны лидерами на службе и в своем Элитном Клубе, решают «распаковать» для себя, любимой\любимого или для человечества в целом неведомые до них смыслы или создать невиданные ранее предметы и теории. На этом уровне пышным цветом расцветает потребность в эстетике, тяга к изучению культуры и искусства, созданию художественных и научных творений всех жанров и форм.

Здесь заканчивается счастье по Стругацким, в котором «жизнь дает человеку три радости - друга, любовь и работу».

И маленькая площадка наверху, наверное, спрятанная где-то в улыбающихся камнях Гингемы содержит надпись «оставь надежду всяк сюда входящий». Эта «теплая вершина до самых звезд» оставляет человеку поднявшемуся сюда возможность реализовать свою проблему в самоактуализации. А там уж, что он будет делать: найдет ли генеральную совокупность смыслов жизни или станет представлением одной из структур Вселенной на земле, - ему виднее. На этой ступеньке, человеку, взявшему на себя ответственность хотя бы и за свой собственный Космос, игры в потребление чего-либо кроме высоких энергий не нужны.

А мы с Вами «живем не в принципе»…и нам обидно, даже если есть друг, любимая женщина и немного творческой работы. И все равно «хочется на живом жирафе покататься и детей своих покатать», а жизнь услужливо подсказывает, что в игре «Большой Занзибар» есть место всем, и никто не посмеет назвать это достойное дело «дурной бесконечностью».

Прибегут социологи и обозначат это здоровой конкуренцией, за ними психологи и посоветуют найти внутренние ресурсы для оптимизма все в той же борьбе за уровень жизни в квартале.

И очень малое количество людей не ввяжется в общую бучу, кучу и бузу…Они поставят себе компьютер, отвечающий текущим их задачам, они будут носить удобную одежду прошлого сезона, они изберут автомобиль средством передвижения, а не предметом гордости, они дождутся приглашения по службе от зарубежных коллег и совместят работу с экскурсиями по стране, а не дождутся - «пустяки…». Они больше пользы принесут своему телу, катаясь на подержанном велосипеде, чем малохольные дети «новых русских» в забитом тренажерами индивидуальном или Клубном долларовом зале. И все это у них будет «хорошо и ладно», потому, что зону потребления они давно превратили в зону потребления, и не путают ее с содержанием жизни. А в жизни они, любят, воспитывают, обучают, воспринимают, работают и творят и познают себя и мир. Заметьте на все это нужно меньше долларов и больше душевного тепла и разумных идей. Ни то ни другое играющие в « Большой Занзибар не могут купить и сделать новым и модным, и вершина обиженных элитных потребителей всегда останется немного ниже этих чудаков в «старых, занюханных» Мерседесах.

Видимо существует очень большая разница между радостями познания и радостями потребления и давняя ненависть к «умникам», «поэтам» и «философам» имеет ярко выраженный социальный подтекст. А их становится все больше и за ними, может быть, - будущее, и многие потребители спешно заводят моды на умных людей вокруг или бегают за Гуру, Учеными, Художниками желая съесть их, купить их, развратить их, вообще деть их куда-нибудь, чтоб не маячили со своих вершин. А некоторые вовсю уже примеряют на себя их радости и познают мир пусть немного со скрипом, но и у них получается, и что-то в них прорастает и дает пропуск на более высокие уровни. И фраза из 60-х годов: «а вдруг кому-то маска палача понравится, и он ее не снимет» звучит в очень положительном контексте.

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов