К рубрикатору «Эссе и статьи Переслегина» |
Сменить цвет |
Вместо эпиграфа: "Наполеон встал, и вслед за ним все поднялись. Продолжая еще развивать свои общие соображения, император, ходивший крупным шагом из одного конца огромного своего кабинета в другой, неожиданно изменил свой курс и пошел прямо на Талейрана, стоявшего прислонившись к камину. Он подошел вплотную, замолчал, некоторое время пристально вглядываясь в его лицо. В зале наступила полная тишина. "Вы - вор!" - вдруг резким голосом крикнул Наполеон, и эти слова были как удар по лицу". А.Манфред |
Последнее время я все чаще жалею, что из российской публицистики начисто исчез жанр политического доноса. В самом деле, что делать гражданину, столкнувшемуся с признаками существования сложного и разветвленного заговора "врагов народа", которые, судя по поступающей ко мне информации, уже не готовы ограничиться одним только разрушением военных, политических и экономических механизмов государства, и покушаются на сами основы существования российского общества?
Само это предположение кого-то заставит усомниться - и с полным на то основанием - в моей психической нормальности. Однако народная мудрость гласит: "если вы параноик, это еще не значит, что "они" за вами не гонятся". Поэтому я, пожалуй, приступлю к производству "святой воды": пусть не "в промышленных масштабах", но, хотя бы, в лабораторных условиях. Прошу считать данную статью официальным заявлением в "компетентные органы", какая бы аббревиатура не понималась бы сейчас под этим словосочетанием.
Как-то незаметно мои дочери пристрастились смотреть передачу "Кто хочет стать миллионером". Подобно всякому "ветерану", я регулярно ворчал, что это - полная ерунда, что, вот, в мое время было утонченное интеллектуальное ристалище "Что, где, когда?", а еще раньше - интереснейший "Турнир СК". Действительно, в тех старых передачах вопросы были умнее и острее. И, кроме того, ум и знания не девальвировались, обмениваясь на рубли.
Разумеется, деньги представляют собой главную ценность современного общества, не только российского. Но "главную" - это еще не значит "единственную". Во все времена деньги были лишь знаком, превращенной формой информации. Тем более, они являются таковыми в нашу "почти постиндустриальную" эпоху. Информация всегда может быть превращена в деньги, в то время как возможность обратного преобразования глубоко не очевидна. Поэтому государство, заботящееся о своем будущем, остерегается разменивать интеллект на деньги: легко воспитать из физика-теоретика нефтяного или газового короля (и примеров тому в современной России несть числа), но пока что никому не удалось вырастить из банкира приличного специалиста по квантовой механике.
Впрочем, это все тонкости. Если передача "Кто хочет стать миллионером" и уступала интеллектуальными турнирам советских времен, так ведь и Союза больше нет. И очень может быть, что присоединенное семиотическое пространство современной России просто не в состоянии поддерживать прежние имперские стандарты эрудиции.
Увы, мягкая и смешная, и (местами) даже умная программа "Кто хочет стать миллионером" - это вчерашний счастливый день нашего телевидения. Потому что с начала сезона 2001 - 2002 года ее практически вытеснил из эфира новый "интеллектуальный" лидер - "Слабое звено".
Господи, прости мне все плохие слова, которые я говорил своим девчонкам о "миллионерах"! Там всего-навсего разменивали ум на деньги. Там не требовалось делать за эти деньги подлости. Во всяком случае, - цинично и на глазах у всех.
"Кто самое слабое звено?"
"Кто тянет команду назад?"
"От кого следует избавиться прямо сейчас?"
Эти вопросы игроки решают после окончания каждого тура. Тура, в котором они играли вместе, единой командой, играли, страхуя друг друга.
Есть такая формула: в Игре, как в жизни. А еще говорят, что игра воспитывает. Телевизионная игра - во всяком случае. Поэтому, я никогда не повернусь спиной к тем, кому нравится "Слабое звено". Тем более, - к организаторам и участникам этой интеллектуальной "Королевской битвы".
Кстати, о "Королевской битве". В замечательном фильме Кинджи Фукасаку дети поставлены в условия, когда выжить может только один. Если ты не будешь убивать, это не поможет остальным. Даже если откажутся все до последнего человека, ничего не изменится: пройдет выделенный срок, и ожерелья взорвутся. За утонченно кровавыми эпизодами, заставляющими вспомнить Окинаву 1945 года и трагедию "отрядов лилий" 1 , за звенящей струной сюжета, за яростным протестом против "оправданного насилия" не все разглядели, что даже в условиях, искусственно сконструированных так, чтобы не оставить никакого выбора, далеко не все согласились забыть о дружбе и о любви. Недаром одна из лучших рецензий на "Королевскую битву" была названа: "Растолкать всех и умереть первой".
Вернемся к российским телевизионщикам. "Слабое звено" оказалось лишь первым звеном. Позднее к нам пришла передача "За стеклом". В самой ее идее, взятой с "дикого Запада", я не нахожу никакого криминала. Напротив, для участников подобное развлечение - хороший психологический тренинг, а для страны - "тест на вшивость", который полезно пройти, пусть это и оставляет неприятные воспоминания. Однако в простой схеме "Старшего брата" 2 нашим сценаристам не хватило должного драматизма, и вот опять начинается "игра на выбывание". На сей раз вместо открытой травли текущего "чучела" остальными игроками используется апелляция к мнению зрителей, что подразумевает интригу, более тонкую, но не более нравственную. Цель, ведь, остается неизменной - подставить "своего".
Апофеозом "новой телевизионной политики" стал "Последний герой": передача, выдающаяся во многих отношениях: самая зрелищная, самая популярная, самая дорогая. А, кроме того, самая срежиссированная и самая аморальная.
Напомню вкратце "сюжет", ибо сегодня у народа короткая память. Тропический остров в Карибском море. Несколько групп людей держат экзамен на выживание. Волею сценариста эти группы форматируются в конкурирующие между собой племена. Война за существование эмулируется спортивными и полуспортивными состязаниями под руководством известного телеведущего Сергея Бодрова.
Пока все нормально. То есть, конечно, невооруженным глазом видно, что игра глупа, "испытания" надуманы, а передача рассчитана на "ленивых экзальтированных дураков" , но, в конце концов, сие уголовно не наказуемо. Двигаемся дальше.
Главный приз игры составляет три миллиона рублей. Он достанется только одному. Следовательно, внутри племен вновь должна начаться игра в "слабое звено". Интриги, временные союзы, предательства, удары в спину - все перед зрачком телекамеры. И никто не стесняется сказать на всю страну что-то вроде: "Она слишком хорошо проявила себя в последней серии испытаний и стала опасна. Поэтому я договорился с XX, YY и ZZ голосовать против нее. А чтобы она не догадалась раньше времени, продолжал оказывать ей знаки внимания…"
Итак, по условиям игры группа должна действовать как одно целое. И - тоже по условиям игры - в группе все воюют против всех, все подставляют всех, все предают всех. А зрители ловят от этого кайф.
И никому из участников не пришло в голову, что жить по таким правилам недостойно человека, что всегда есть возможность совместно сыграть против самой игры, установив другие "граничные условия".
Впрочем, события, произошедшие на островах, представляются мне от начала и до конца срежиссированными. Тем самым, с участников снимается большая часть моральной и юридической ответственности, зато в деятельности продюсеров все отчетливее просматривается состав преступления.
Я утверждаю, что участники "Последнего героя", отнюдь, не находились в течение нескольких месяцев в первобытных условиях. Я сомневаюсь, что они вообще жили где-то, кроме съемочного павильона (который, конечно, мог находиться и на Антильских островах). Об этом свидетельствуют открытые одежды женщин при наличии на острове кровососущих насекомых и колючего кустарника. Свидетельствует отсутствие солнечных ожогов. Минимальная заболеваемость в чужой и достаточно неблагоприятной природной среде. Научно-фантастический подводный мир: "Гарантирую: клев будет такой, что клиент забудет обо всем на свете" 3 . Наконец, поведение господ игроков, которые после шести месяцев "жизни якобы на природе" двигаются и разговаривают как типичные горожане.
Но если никакой игры не было, а был заранее созданный сценарий, юридическая и нравственная оценка телепередачи "Последний герой" резко меняется. Во-первых, налицо признаки мошенничества. Во-вторых, речь должна идти уже не о спонтанных проявлениях низости со стороны людей, оказавшихся в экстремальной ситуации ( "Я просто не хотела быть проигравшей" , - говорит одна из героинь "Королевской битвы"), но о целенаправленной и осознанной трансляции на всю страну определенного паттерна поведения.
Предвижу возмущенные возгласы: я-де выступаю против свободы слова, а равно и творческого самовыражения художника. Кроме того, я защищаю обветшалую коммунистическую мораль, прославляю этику "человеческого муравейника", в то время как интересы государства требуют воспитания буржуазного индивидуализма.
Ну, про "свободу слова" в стране, где каждому обывателю точно известно, кто, когда и для чего проплачивает ту или иную телепередачу, мне действительно сказать нечего. Что же касается буржуазного индивидуализма, то, обычно, под этим словом понимается опора на себя и свои силы, независимость от условий внешней среды, умение и готовность взять на себя ответственность за свою судьбу, а, если это необходимо, и за чужие судьбы.
Р.Киплинг, один из главных апологетов "бремени белого человека", считал основным проявлением индивидуализма независимость мысли. Формула: "И если можешь быть в толпе собою, // При короле с народом связь хранить, // И, уважая мнение любое, // Главы перед молвою не клонить…"
Вспомните еще одного "певца буржуазного индивидуализма" - Джека Лондона. Представьте кого-то из пионеров Клондайка - хоть Элама Харниша, хоть Смока Белью - в ситуации "Последнего героя". Представили? И сколько прожил бы Сергей Бодров? Индивидуализм: буржуазный ли, аристократический ли, первобытный ли, - органически не терпит интриги и предательства.
Но если бы речь шла только о морали и этике, мой политический донос не имел бы смысла. С.Бодрова (и тех, кто стоит за его спиной) поздно учить тому, "что такое хорошо, и что такое плохо" . Да и не мое это дело. "Всех учили"…кто-то "оказался первым учеником…"
Есть, однако, одно обстоятельство, которое превращает обычную подлость в измену Родине. Этим обстоятельством является уникальная структура русского/советского/российского общества, для которого минимальной "ячейкой" является не семья, как в классических европейских странах, не род, как в традиционных обществах, но домен .
Домен - это современная форма традиционной русской общины: группа людей, хорошо знающих друг друга, имеющих общие убеждения, явного или (что чаще) неявного лидера и некую неформализованную систему взаимопомощи. Несколько упрощая, можно сказать, что домен - это команда, совместно играющая в игру с запредельными ставками - игру, под названием жизнь.
Очень трудно проанализировать внутренние связи домена. Они не являются национальными, религиозными или семейными (родовыми). Не являются также профессиональными или школьными - через общее детство. Хотя могут быть и теми, и другими, и третьими, и четвертыми. И еще очень многими. Собственно, ответ на вопрос о том, что связывает домен, есть одновременно и ответ на вопрос, в чем причина дружбы или любви. Когда можно дать четкий ответ, это уже не дружба.
Численность доменов составляет от десяти до ста человек, обычно около двадцати. Важной особенностью данной социальной структуры является ее способность реагировать на внешние раздражители, как единое целое. Насколько можно судить, это обуславливает повышенную мобильность и "прочность на излом" жизнеобеспечивающих систем российского общества.
"Эластичность" российского социума проявилось, в частности, в ходе дефолта 1998 года. Американские социологи, сравнивая августовские события с индонезийскими или мексиканскими (сейчас появился еще один "репер" - Аргентина), гарантировали долговременный экономический спад при тяжелейших внутренних потрясениях. Действительно, экономическая катастрофа 18 августа носила глобальный характер. Была уничтожена пирамида ГКО, составляющая опору финансовой "пищевой цепи": деньги, которые вкладчик нес мелкой кампании, та - крупной фирме, последняя - в банк, он - в свою очередь - в другой банк, в конечном итоге всегда оказывались вложенными в ГКО, как наиболее ликвидный кратко- и среднесрочный актив. "Замораживание ГКО" обязано было обернуться мгновенным кризисом ликвидности банковской системы, вылиться в эпидемию банкротств и спровоцировать распад финансового оборота в стране.
Кризис ликвидности совпал с кризисом доверия: если уж государство не платит по своим обязательствам, то чего требовать от простых юридических и физических лиц? Кризис доверия привел к вполне прогнозируемой взрывной инфляции "третьего типа", когда спрос на валюту увеличивается пропорционально ее цене - работает не рыночный, а антирыночный механизм.
"Инфляция III" должна была поднять доллар, по крайней мере, в десять раз, однако, он поднялся "всего" в четыре раза, причем восстановление уровня жизни (если судить по спросу на книги, вычислительную технику, электронику, элитные пищевые продукты, по посещаемости ресторанов и дорогих театров) произошло очень быстро. Вместо нескольких лет, о которых говорили западные экономисты и социологи, потребовалось всего около трех месяцев.
Анализируя эти и некоторые другие события, социологи, наши и зарубежные, "вычислили" доменную структуру российского общества. Наличие промежуточного социального звена - домена - позволило объяснить высокий "предел упругости" глубинной "жизнеобеспечивающей экономики" российского государства. Экономики, не только нормально функционирующей в условиях тяжелейших военных поражений, но и успешно выдерживающей самые разнообразные эксперименты.
По ряду причин Запад не может воспроизвести у себя структуру домена и использовать данный ресурс. Поэтому долговременные международные программы, направленные на стандартизацию жизни в Ойкумене, восприняли русский домен как некую "призрачную угрозу". И немедленно была поставлена задача уничтожить его за счет существенного изменения - под флагом пропаганды индивидуализма - характера межличностных отношений. (Понятно, что существование домена обусловлено наличием доверия, для которого нет юридических, биологических, функциональных или иных измеримых оснований).
"Доменная гипотеза" была подкреплена наблюдательными данными в начале 2001 г. 4 , а уже осенью этого года на экраны выходят, притом, почти одновременно "Слабое звено", "За стеклом", "Последний герой", "Алчность", - передачи, единственным назначением которых является разрушение "поля доверия". В "раскрутку" перечисленных программ вложены огромные деньги. И я, как гражданин Российской Федерации, вправе спросить: чьи это деньги? Или, в более доступной форме: на кого вы работаете, дорогие?
Разумеется, доменная гипотеза на сегодняшний день не доказана. Для этого потребуются длительные полевые исследования; необходимы и теоретические изыскания, позволяющие проследить эволюцию общины от реформы 1861 г. через революцию, террор 1930-х годов, Великую Отечественную Войну. Но в данном случае не принципиально, является ли эта гипотеза научной истиной или просто удобной "объяснялкой" российской социо-экономической динамики после дефолта. Важно, что ряд западных специалистов верят в существование дополнительных "связующих полей" в российском обществе и стремятся эти поля ликвидировать (Бог их разберет: из корыстных соображений или они так понимают интересы России). Я утверждаю, что западные политические структуры прямо или косвенно финансировали появление и раскрутку перечисленных выше передач. Так это или не так? В рамках жанра политического доноса отвечу стереотипным: Органы разберутся …
Относительно чиновников, подготовивших реформу российского образования, такой вопрос излишен. Они и не скрывают, что живут на деньги "Международного банка реконструкции и развития" 5 и работают под руководством некой международной же "комиссии". Пикантно, что заказ зарубежных работодателей наши "реформаторы" перевыполнили, и в результате сильно подвели своих западных хозяев. Оказывается, в измене Родине тоже нужно знать меру.
Суть "Дела" выглядит следующим образом.
При поражении СССР в Третьей Мировой (холодной) войне значительную роль сыграли недостатки советской системы образования, прежде всего:
· недостаточная научная, педагогическая и психологическая подготовка учителей;
· заорганизованность учебного процесса и школьного быта;
· безраздельное господство механизмов подавления креативной активности и личностного роста.
В результате школа не смогла исполнить свое предназначение, то есть обеспечить государство кадрами, способными успешно противостоять экономическому, культурному и научному потенциалу всего мира.
Эта задача была, однако, едва ли не решена в 1960-е годы, эпоху расцвету советских физико-математических школ 6 . Тогда страны Востока и державы Запада изучали наши педагогические концепции и пытались их копировать. Тогда аналитики администрации Джона Кеннеди предложили чеканную формулу: "стратегия развития системы образования есть часть геополитической доктрины страны", и Соединенные Штаты начали подготовку к грандиозной и очень дорогостоящей реформе.
Советский Союз внутренне признал поражение в мировом конфликте раньше, чем усилия американцев привели к какому-то реальному результату, и в последующие десятилетия западное образование по инерции развивалось в намеченном направлении, а советское по инерции деградировало.
В России времен "застоя" качество подготовки специалистов всех профилей медленно, но неуклонно падало со временем.
Процесс этот не был проанализирован, и когда в 1990-е годы началась школьная реформа, речь шла, в основном, о стандартной "работе над ошибками". Предполагалось улучшить учебники, ввести ряд новых предметов, таких как ТРИЗ, РТВ, мировая художественная культура, история цивилизации, избавить школу от диктата РОНО и МинПроса, омолодить преподавательский состав.
Делать все это было надо, и намерения "перестройщиков" были самые добрые, но в который раз подтвердилось, что самая плохая стратегия лучше, нежели отсутствие всякого плана. В условиях общей деструкции государства и его подсистем реформы, предусматривающие "сначала до основания разрушить, а уж затем…", благополучно завершались на первом этапе.
К середине 1990-х годов мы фактически демонтировали имперскую систему образования.
И тут выяснилось, что советское/российское государство, как водится, шло своим путем и не попало в общемировой тренд. А тренд этот таков, что современный уровень образования в России (крайне низкий) - является несбыточной мечтой для большинства развитых стран. Причем, переломить тенденцию, вкладывая в системы "Школа" и "ВУЗ" дополнительные ресурсы, не удается: социальная машина потеряла управление.
Для нас сейчас несущественны причины возникновения катастрофического тренда в мировом образовании. Важен сам факт, приведший, в частности, к институированию "кадрового пылесоса" и перемещению высококвалифицированных специалистов в общем направлении с востока на запад.
Неожиданно (и без особых заслуг со своей стороны) Россия, наряду с Индией и Китаем, оказалась обладателем ценного и практически невоспроизводимого в нынешних условиях ресурса: системы образования, хотя и со скрипом, но все еще выпускающей молодых людей, способных бегло читать, грамотно писать, без существенных проблем складывать дроби и обладающих более или менее системными знаниями в истории и географии 7 .
Такое положение дел (вкупе с сохранившимся у России ядерным потенциалом) могло досрочно вернуть нашу страну в класс великих держав, что не всеми в мире обитаемом расценивается как радужная перспектива.
Здесь надо иметь в виду, что среди традиционных социальных институтов система образования занимает второе место по консервативности, уступая по этому параметру церкви, но превосходя вооруженные силы. Оборотной стороной консервативности является устойчивость: школу почти невозможно реконструировать, но и разрушить ее тоже довольно трудно. Во всяком случае, бесплановым реформам 1990-х годов это оказалось не под силу.
Разумеется, образование деградировало (мы уже упоминали этот естественный процесс, вызванный "старостью" системы "советская школа"), но снижение уровня подготовки выпускников носило логарифмический характер с "периодом полураспада" около пятидесяти лет. Это означает, что текущее состояние российской Школы будет сохраняться еще одно-два поколения, то есть по сегодняшним масштабам очень долго. Если, конечно, своевременно не принять меры.
И это должны были быть очень хорошо продуманные и комплексные меры.
Прежде всего, новое поколение "реформаторов" вернуло себе рычаги прямого управления учебным процессом. "Вольница" первых лет Перестройки, когда учитель мог варьировать программу занятий, сменилась жесткой регламентацией. Инсталлировав вместо старой тарифной сетки "таблицу категорий", функционеры районных, городских и так далее отделов образования получили в свое распоряжение действенный механизм воздействия на все структурные звенья школьной жизни. Механизм тотального контроля, если и не стал строже, чем при советской власти, то, во всяком случае, приобрел большую эффективность. Строгость имперских законов традиционно смягчалась необязательностью их исполнения…
Школьная программа начала насыщаться новыми системообразующими предметами, такими, как ОБЖ. Аббревиатуру эту разные школьники расшифровывают по-разному, но вообще-то имеются в виду "основы безопасности жизнедеятельности" 8 . Расширили список "краеведений", "историй города", "валеологий", "основ цивилизационных знаний" 9 , "основ менеджмента" и т.п.
А после этого по всей Великой Руси разнесся плач о школьной перегрузке. На службу был привлечен зарубежный опыт. Поскольку американские школьники не знают дробей, путают Бразилию с Боливией и считают, что Вторая Мировая война началась высадкой в Нормандии (речь идет о том меньшинстве, которое вообще знает про эту войну 10 ), но при этом Америка живет хорошо, то и нам надо перестроить свое образование, исключив из него лишнее и добавив необходимое.
Список "лишнего" впечатляет. Логарифмы, тригонометрические функции, степенные функции, стереометрию. Дроби пока отстояли.
На рубеже веков разыгрывается постыдный фарс, когда господин министр образования говорит общественности, что, поскольку лично он понятия не имеет о кровеносной системе ланцетника (и ничего: министром, вот, работает), то и школьникам знать зоологию не обязательно. А что в мире начинается биологическая революция, так на все - воля Божия.
Сначала сокращали темами, потом - целыми отраслями знаний. Но для такого инерционного механизма как школа такой подход оказался недостаточно системным. И тогда были разработаны "принципы реформы":
Основными целями образования отныне являются "воспитание самостоятельности, правовой культуры, умения сотрудничать и общаться с другими, толерантности, знания экономики, права, менеджмента, социологии и политологии, владения иностранным языком" ;
Средствами достижения этих целей служат "разгрузка образовательного ядра, отказ от сциентистского и предметоцентрического подхода 11 , существенное сокращение объемов образование, отстранение специалистов-предметников от обсуждения "своих" программ" ;
Для унификации российского образования с международным необходимо "объективизировать процедуру оценки" , перейдя на единую для всей страны систему тестов.
Понятно, что столь массированного удара не выдержит никакая система, даже самая консервативная и устойчивая. "До основания. А затем…"
Когда я впервые изучал этот документ, меня не оставляло ощущение "дежа вю": что-то подобное я уже читал и, может быть, писал. Точно! В 1996 году я участвовал в стратегической ролевой игре по материалам Второй Мировой войны, где исполнял обязанности великого фюрера германской нации. В пространстве игры была ранняя весна 1941 года, шла последняя стадия планирования "русской кампании" и предварительная проработка материалов, связанных с периодом после "Альтернативы" (так называлась наша версия "Бабароссы"). Изучались, разумеется, реальные германские исторические документы того времени. Именно тогда я столкнулся с комментариями к плану "Ост", известным письмом Бормана Розенбергу относительно политики на оккупированных территориях, докладной запиской Гиммлера "Некоторые соображения об обращении с местным населением восточных областей". Не откажу себе в удовольствии процитировать рейхсфюрера: "Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным старательным и послушным [в понятных ему терминах рейсхфюрер говорит о воспитании "умения сотрудничать и общаться с другими, толерантности и правовой культуры - С.П.]. Умение читать я считаю ненужным [авторы реформы также жалуются, что старая школа требует "читать много книг" - С.П.]. Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ" . Надо сказать, что хотя риторика Гиммлера звучит не слишком современно, основные принципы текущей школьной реформы он излагает верно.
Новая концепция российского образования вызвала противодействие, тем более, что адепты ее не были расположены делиться с экспертными сообществами получаемыми с Запада субсидиями. Да и не всех можно купить. В прессе поднялся небольшой шум, выступали профессора и академики, даже представители крупного бизнеса начали проявлять беспокойство. И тогда реформаторы придумали ход, показывающий, что академик В.И.Арнольд напрасно называет их "двоечниками". Отнюдь!
Резко сменив Протоколы общения (перейдя со стиля В.Жириновского на язык В.Путина), они холодно и четко объяснили ЛПР 12 -ам подлинное содержание своей реформы:
Мы с Вами знаем, что в стране финансовый кризис. Реальных денег на то, чтобы возродить прежнее образование, нет и не будет.
В России избыток специалистов с высшим образованием, которых невозможно использовать, вследствие непрерывного сокращения производства. Между тем, школа продолжает исправно готовить кадры для ВУЗов, вместо того, чтобы поставлять рабочий материал для промышленности и кадры для армии. А нам из-за нехватки призывников нечем закрыть "дыру" на границах Южного и Поволжского федеральных округов.
Излишне образованные люди, как показал опыт перестройки, являются социально взрывоопасным материалом.
Наша реформа ставит перед собой следующие задачи:
- сократить расходы на систему образования;
- держать школьников под присмотром шесть дней в неделю в течение двенадцати лет;
- воспитывать выпускников, довольных тем, что они будут всю жизнь "заворачивать гамбургеры".
Поэтому, российская школа будет разбита на три сектора.
Первый - коммунальный, для 90% детей. В нем ничему учить не будут.
Второй - коммерческий, для 9% детей "новых русских". Здесь тоже учить не будут, но - в более мягких условиях и за очень большие деньги.
Наконец, третий - специальный. Для оставшегося процента. В этом секторе будут учиться Ваши дети. Здесь мы станем воспитывать элиту - в тех количествах, в которых это нужно России. Здесь не будет "разгрузки смыслового ядра" и "отказа от сциентистского подхода". Напротив…
Конечно, люди, способные так выстроить свою аргументацию, прекрасно понимают, где они лгут, а где довольствуются фигурой умолчания. Знают они, что и в третьем секторе ничему учить не будут - по общесистемным законам. Но "реформаторы" солидарны с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером: в восточных областях и не должно быть школ других типов, кроме "народных".
Во всяком случае, ЛПР-ов удалось убедить, и реформа продолжается, несмотря на почти единодушное осуждение научной средой и гражданским обществом страны.
Академик В.Арнольд видит единственную надежду в том, что попытки покончить с традиционно высоким уровнем российского образования предпринимались и раньше (например, на границе 1920-х и 1930-х годов, когда в ВУЗах был внедрен "бригадный метод" обучения), и все как-то обошлось. Ну, во-первых, не обошлось: система "классического образования" была уничтожена именно тогда. А, во-вторых, идеологией политики реконструкции 1920-х был марксизм, что в применении к точным наукам означает безусловный сциентизм. Иначе говоря, воздействие на систему не носило системного характера: коммунисты хотели построить "советскую школу", а не "оккупационную школу". Кроме того, как только началась индустриализация, и Иосиф Виссарионович провозгласил лозунг "Кадры решают все", от "бригадного подряда" и упрощения программ немедленно отказались.
Больше надежды вселяют общемировые тренды. После того, как в заявлениях лидеров Европейского Союза все чаще стали проглядывать нотки обеспокоенности за свое образование, после того, как было подсчитано, сколько специалистов потребуется единой Европе в ближайшие годы (для того только, чтобы сохранить существующий уровень развития, потому что для перехода к постиндустриализму их нужно гораздо больше), после того, как американскими бизнесменами был поставлен вопрос о немедленном возвращении в школу "дробей и логарифмов", деятельность наших реформаторов становится категорически нежелательной.
…сим я официально обвиняю министра образования РФ Филиппова, идеолога реформ Грефа и "примкнувших к ним лиц" в измене Родине, подготовке и осуществлении заговора, направленного на подрыв российского образования и опосредовано - на разрушение научного, культурного, экономического и военного потенциала России, а также - в преступлениях против Будущего.
Преступная деятельность "реформаторов" была бы не столь успешной, если бы в среде интеллигенции не нашлись люди, готовые на условиях предоплаты выполнить любой заказ. Спешу оговориться: нет никаких доказательств, что эти люди сознательно участвовали в заговоре. Скорее, они рассматривали свою работу как чисто коммерческую: заключали договор, но не вступали в сговор.
Рассмотрение результатов их труда весьма поучительно.
Модификация учебной литературы осуществлялась заговорщиками из МинПроса по четырем направлениям. Во-первых, исправлялись "в свете принятых решений" уже апробированные пособия. В курсе новейшей истории появились параграфы типа "Борьба демократов за внедрение рыночной экономики" или "американские солдаты-освободители, и их решающая роль во Второй Мировой войне". Даже в "Историю Древнего Мира" - с моей точки зрения, лучший учебник из числа созданных в советское время - были внесены изменения: "реформаторы" добавили целый раздел, посвященный ранней истории еврейского народа (читай: знакомству с Библией). Нет, я ничего не имею против "Иудейских древностей", жаль только, что Грецию и Рим пришлось уложить в одну четверть, а от Китая - вообще отказаться.
Во-вторых, создавались пособия по вновь придуманным дисциплинам. Я упоминал уже ОБЖ, сейчас пришло время ознакомиться с этим учебником поближе 13 . Сразу замечу, что он - далеко не худший. Тем и интересен.
Внимание, вопрос. Какова "лучшая из всех возможных мер защиты от землетрясения" ? Заранее уехать из сейсмоопасной зоны? Научиться предсказывать стихийные бедствия? Строить только сейсмоустойчивые здания? Вовремя выскочить на улицу? Не угадали. Лучшая из всех возможных мер защиты - "не поддаваться панике" . А после землетрясения следует "осмотреть себя и окружающих людей" , при этом "телефоном пользоваться только при крайней необходимости" .
Заканчивается параграф домашним заданием - составить в тетради краткую памятку "Правила поведения во время землетрясения". Надо же как-то поддерживать миф о школьной перегрузке.
Ближе к концу учебника расположен отдел, посвященный ранениям и переломам. На меня произвело неизгладимое впечатление высокохудожественное описание страданий больных столбняком. Цитирую и напоминаю, что книга предназначена для детей в возрасте около двенадцати лет: "Начинается заболевание судорожным подергиванием в области ранки. Потом возникают судороги жевательных мышц, сокращение мимических мышц - на лице как будто застывает напряженная "сардоническая" улыбка. Затем судороги распространяются на мышцы шеи, спины, затылка. В состоянии спазма могут находится и мышцы, сгибающие конечность, и мышцы, ее разгибающие. В результате - перелом кости, часто позвоночника. Вначале судороги редкие и не длительные, затем они становятся все чаще (до 40 приступов в час). Причем вызвать приступ может все, что угодно: сильный стук, прикосновение, свет.
Смерть наступает от паралича сердца, удушья, перевозбуждения нервной системы" .
Учитывая гипервнушаемость, характерную для двенадцатилетнего возраста, выразительного чтения этого материала вслух совершенно достаточно, чтобы половине класса потребовалась помощь психолога, причем человек у пяти возникнет стойкая фобия, справиться с которой сможет только опытный психотерапевт. И уж во всяком случае больше в этот день школьники не научатся ничему 14 .
В-третьих, заказывались и спешно издавались учебники антисциентистской направленности, а ответственные деятели МинПроса время от времени разражались статьями в "Учительской газете", где разъясняли приказом "смысл жизни" учителям-предметникам. Им вменялось в обязанность "объяснять школьникам всю ограниченность и противоречивость научного познания" и "привлекать внимание детей к достоинствам религиозной картины Вселенной".
В рамках этой ветви заговора вышли "альтернативные учебники истории", основанные на воззрениях Фоменко и, например, учебник естествознания для 10-х классов Битюцкой Л.А., Еремина В.С., Чеснокова В.С., Дементьевой О.Б 15 . Разбор этой "учебной литературы" дан в ряде статей (отсылаем любопытных к отличной работе Авесхана Македонского "Все науки в одном наперстке" ). Хотелось бы сделать лишь одно замечание к построениям А.М.: не следует обольщаться, что два кандидата физико-математических наук, один химик и один геолог на самом деле не знают, что крокодилы не относятся к классу земноводных, а определенным образом комбинируя любые наперед взятые числа (например, длины сторон пирамиды Хуфу) можно получить любое заданное число. Полно! Эти люди закончили имперскую школу и прекрасно разбираются в естественнонаучном описании мира. Просто, деньги сейчас платят за "естествознание сложного" 16 .
Четвертым направлением стала обыкновенная провокация.
Создается высокопрофессиональный учебник, который при всем желании не упрекнешь в "антинаучности" или "глупости". Напротив, авторы прилагают все усилия, чтобы поднять школьное образование на высоту современных требований. И что с того, что, увлекшись, они игнорировали все законы восприятия информации?
А в результате "реформаторы" получают двойной выигрыш. Школьники не будут знать данный предмет, а если возникнут кумулятивные процессы, то и ряд смежных дисциплин. Далее, цитаты из этого учебника пригодятся в качестве иллюстративного материала по темам: "перегрузка школьников", "недостатки предметно-центрированного подхода", "избыточная сайентизированность школьной программы".
Примером провокационного учебника (возможно, созданного с самыми лучшими намерениями) стала "Химия" для 9-го класса Г.И.Щелинского, Н.И.Юровой 17 .
Хотя предметом пособия является неорганическая химия, первая часть книги от начала до конца посвящена физике. Первая же формула первого параграфа (диссоциация молекулы водорода при высокой температуре) содержит отсылки к понятию энергии связи и единице измерения кДж/Моль. Но, позвольте, школьники не знают, что такое механическая энергия. Они еще не проходили ни моли, ни джоули. Вероятно, предполагается, что учитель химии может "быстренько объяснить" им все это.
Далее учебник дает формальное определение системы и демонстрирует классический рисунок "потенциальной ямы": график зависимости потенциальной энергии системы из двух атомов водорода от расстояния между этими атомами. Поскольку понятие потенциальной энергии еще не введено и учащемуся не известно (а оно, кстати, далеко не тривиально), вторую половину параграфа можно смело опустить.
В следующих главах говорится о перекрывании электронных орбиталей, вводится понятие электронной плотности (речь, на самом деле, идет о плотности вероятности нахождения электрона в некотором объеме), школьникам объясняют, что словом "атом" пользоваться нельзя, так как молекулы состоят не из атомов, а из "атомных частиц". И ведь это правильно, только совершенно не существенно, на данном уровне познания 18 .
"Квантовой механики для бедных" (то есть, без формул, законов и адекватного понятийного аппарата) с каждым параграфом становится все больше: сигма- и пи-связи, электронные паспорта, гибридизация орбиталей. Не забыта и термодинамика: школьникам, которые, напомню, еще не знают, чем кинетическая энергия отличается от потенциальной, предлагается не путать энтропию и энтальпию, понимать смысл свободной энергии в смысле Гиббса (и, надо полагать, уметь отличать ее от свободной энергии в смысле Гельмгольца) 19 . "Папа, ты с кем разговариваешь?"
И когда во втором полугодии учителя возвращаются, собственно, к химии и начинают объяснять детям логику периодической системы Д.Менделеева, свойства химических веществ и уравнения реакций, выясняется, что у школьников уже сформировано стойкое отвращение к предмету. Что, собственно, и требовалось "реформаторам".
"21 ноября правый депутат Жюль Делаэ, в недалеком прошлом один из сподвижников Буланже, поднялся на трибуну и заявил, что компания подкупила 150 депутатов, в том числе многих министров. (…) Председательствующий Флоке сделал ему замечание: "Было бы гораздо смелее с вашей стороны назвать имена тех, кого вы имеете в виду, а не бросаться анонимными обвинениями в адрес всех", на что Делаэ, повернувшись к Флоке, хладнокровно ответил: "Я удивлен, господин председатель, что вы, будучи персонально обвиненным, не присоединились до сих пор к моему требованию начать расследование"" 20 .
Сноски
1 . В боях за Сайпан и Окинаву было практически полностью уничтожено гражданское население островов. Мрачной и тайной страницей войны стала судьба "отрядов лилий", японских девушек-старшеклассниц, призванных в армию в качестве медсестер. Никто из них не пережил войну; исторические исследования (с обеих сторон) предпочитают этой темы не касаться. Кинджи Фукасаку подростком участвовал в 1945 - 1946 гг. в похоронных работах в Метрополии и на островах. [ Назад ]
2 . Так эта передача называлась на своей "исторической родине". Имеется в виду, конечно, роман Д.Оруэлла "1984". [ Назад ]
3 . Из кинофильма "Бриллиантовая рука". [ Назад ]
4 . В ходе комплексного социологического исследования Поволжского Федерального Округа, организованного ЦСР-ПФО по указанию полномочного представителя Президента РФ. [ Назад ]
5 . Мне приходилось иметь дело с двумя или тремя российскими "Банками реконструкции и развития" и у меня сложилось впечатление, возможно, безосновательное, что основной формой их деятельности является обналичка. Интересно, характерно ли это также для МБРР? [ Назад ]
6 . Говоря о низком уровне советского образования, принято приводить количество нобелевских премий, полученных советскими и американскими учеными. Однако, Нобелевский комитет - организация слишком провинциальная, чтобы быть независимой от господствующего "мнения". В тех же областях, где было возможно объективное сравнение, превосходство Запада ощущалось очень слабо, несмотря на все преимущества, действительно предоставляемые демократической системой. Достаточно симптоматично, что СССР выиграл шахматный матч у сборной мира, хотя и с минимальным преимуществом. Заметим в этой связи, что на протяжении последних двухсот пятидесяти лет прослеживается четкая корреляция между шахматными успехами той или иной страны и ее цивилизационным потенциалом. [ Назад ]
7 . Лет десять назад в Голландии проходила международная математическая олимпиада, один из участников которой рассказал мне следующий случай. На олимпиаде была, разумеется, культурная программа обычной в подобных случаях этнографической направленности. Нашим старшеклассникам дали гида-переводчика, который сказал: "Страна у нас маленькая, и естественно, вам раньше не приходилось ничего слышать о ней". Ребята удивились и ответили, что хотя видеть Нидерланды им действительно прежде не случалось, кое что об этой стране они все-таки слышали. Начали с Уленшпигеля и Вильгельма Оранского, поговорили о голландской революции, перечислили великих фламандских и голландских живописцев. Чуть поразмыслив, вспомнили про выдающегося адмирала Де-Рейтера и англо-голландские войны, и начали расспрашивать гида об особенностях торговли луковицами тюльпанов в XVII столетии. Переводчик очень смутился: "Большое спасибо. Вы оказали большое уважение моей стране тем, что, прежде чем приехать к нам, столь тщательно изучили нашу историю". Тогда смутились школьники: "У нас, к сожалению, не было времени, чтобы что-то прочитать о Голландии - надо было готовиться к олимпиаде. А это все мы помним из курса истории для 6-го класса". [ Назад ]
8 . Из этого учебника я узнал, в частности, что к методам обеспечения личной безопасности при землетрясениях относится страхование. Вообще, судя по тому месту в программе курса, которое занимают землетрясения, Россия вся лежит в зоне повышенной сейсмической активности… (Об этом учебнике смотри также третий раздел статьи). [ Назад ]
9 . В городе Санкт-Петербурге вести занятия по этому предмету могут, по моим представлениям, человек десять. Ни один из них не работает в школе. [ Назад ]
10 . Я не преувеличиваю. В Италии, где уровень образования заметно выше, чем в США, молодежь практически ничего не знает о Муссолини. Лучший ответ, которого мне удалось добиться, звучал так: "Да, да, кажется, помню. Он был между Виктором Эммануилом и современным бардаком". [ Назад ]
11 . Именно так: "средством достижения цели является отказ от". [ Назад ]
12 . Речь идет о Лицах, Принимающих Решения, иначе говоря, о высшей элите страны. [ Назад ]
13 . Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Петров С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобр. учр. 7 кл./ 2-е изд., перераб. М.: 2000 [ Назад ]
14 . Как я уже отмечал, учебник ОБЖ для седьмого класса - не самый худший вариант. (Тем более, что в главе, посвященной землетрясениям авторы самокритично отмечают: "Если мыслительная деятельность затруднена - ставь себе простые задачи самоспасения". Как сказал бы Марк Твен: "Это - да. Это им действительно полезно"). Гораздо "круче", например, показать второклассникам и второклассницам (возраст шесть - восемь лет) документальный фильм о процессе родов. Последствия, надо думать, - за счет родителей и государства. Заметим в этой связи, что кадры, которые авторы "новой программы" демонстрируют детям, на интернетовских сайтах идут после категории ХХХ - "жесткое порно" и классифицируются как "извращения". [ Назад ]
15 . Победитель конкурса учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным Фондом Подготовки Кадров и Министерством образования России. [ Назад ]
16 . Предвижу иронические замечания со стороны лиц, знакомых с моими публикациями (www.stabes.nm.ru.). "Ведь ты же сам писал о равноправии научного, художественного и трансцендентного познания мира, да и концепция квантовой истории в глазах большинства профессионалов не слишком отличается от построений сторонников Фоменко". Все правильно. Но я никогда не предлагал обучать квантовой истории школьников. Что же касается ограниченности научной формы познания, то до этих "границ" сначала надо дойти. И это - не задача средней школы, это - даже не задача высшей школы. Речь - о дальнейшем личностном росте человека, достигшего вершины профессиональной деятельности. Когда об ограниченности физики говорит Гейзенберг и министр Филиппов (устами своих порученцев), они имеют в виду очень разные вещи. [ Назад ]
17 . 3-е изд., стер. М., 2001. [ Назад ]
18 . В рамках этой логики изложения авторы совершенно спокойно вводят понятие "частичного эффективного заряда" (разумеется, дробного). И опять-таки, с научной точки зрения все правильно. Но попробуй объяснить потом школьникам, что заряд электрона эта мировая константа, и дробных зарядов не бывает. Они же "видели" целую таблицу дробных зарядов. [ Назад ]
19 . Маленькая подробность: понятие "нормальных условий" трактуется через Паскали и Кельвины, хотя ни та, ни другая единица измерения школьникам еще не известна. Да и нельзя объяснить смысл абсолютной температуры без газовых законов Бойля-Мариотта, Шарля и Гей-Люссака, которые изучаются, как минимум, годом позже. [ Назад ]
20 . Д.Прицкер. Жорж Клемансо. М., 1983. [ Назад ]
© 2002 Р.А. Исмаилов