На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Выход (FAQ и настройки цвета)


Бургов Виктор aka BigBeast

А мне плевать, мне очень хочется!

Кризисы потребления

Экономика стоит на трех китах — производстве, обмене и потреблении. Кризис, как правило затрагивает их все, но обычно считается, что при прочих равных кризис инициируется процессами происходящими в одной из этих сфер. Соответственно, возникают кризисы производства, обмена и потребления.

Кризис производства означает неспособность производить требуемое количество товаров и услуг. Кризис обмена — неспособность сбалансировать производство и потребление товаров и услуг. Кризис потребления — неспособность обеспечить потребление произведенных товаров и услуг.

В предотвращении и борьбе с кризисами двух первых сфер накоплен довольно богатый опыт, между тем, как кризисы потребления не то что не исследуются, но даже не осознаются.

Единственным достижением в этой сфере является заведомо ложный тезис о безграничности человеческих потребностей и их непрерывном росте.

Между тем человеческие потребности в большинстве своем строго лимитированы. Обратное впечатление создается вследствие энтропийной деятельности по удовлетворению потребностей не предназначенными для этого средствами, формированию эрзац-потребностей, замещающих истинные потребности человека, и удовлетворению искусственных потребностей — тех же эрзац-потребностей, формируемых другими субъектами. И та, и другая, и третья деятельность заведомо бесполезна и сводится к пустой трате ресурсов — вследствие чего и возникает ощущение безграничности.

Отсутствие внимания к кризисам потребления, вне всякого сомнения, вызвана исторически обусловленными факторами. Вплоть до начала индустриальной революции таких кризисов возникнуть не могло.

Система потребления тогда работала с колоссальной недогрузкой, основной проблемой было налаживание производства и обмена. С переходом в индустриальную страту кризисы производства исчезают полностью. Производство превращается в чисто технический вопрос, всецело определяемый процессами обмена и потребления.

Для индустриальной страты долгое время были характерны кризисы обмена, в процессе которых системы производства и потребления взаимно сбалансировались. Релаксационные колебания экономики дали жизнь циклическим теориям экономического развития. Между тем к пятидесятым годам прошлого века кризисы обмена ушли в прошлое. А в шестидесятые грянул первый кризис потребления.

Сбалансированные системы производства и обмена позволили индустриальным странам «классического» толка полностью загрузить систему потребления — удовлетворив все возможные материальные потребности человека.

Результатом стала проблема — как удовлетворить потребности нематериальные и куда девать материальные ценности. Разрешен этот первый кризис потребления был в ходе так называемого «нефтяного кризиса» — который на самом деле был выходом из тупика за счет экстенсивного пути развития.

Индустриальные страны нашли несколько путей выхода.

Первый путь — формирование платежеспособного рынка в «нефтяных» странах. Можно сколько угодно вопить о сверхценности нефти — но факт остается фактом — ОПЕК и все, из него вытекающее, существуют постольку, поскольку имеется повод кредитовать потребление многомиллионных масс. Если завтра найдется экономически разумный повод кредитовать потребление еще больших масс — сверхценностью станет нечто другое.

Логическим развитием этого процесса стало освоение рынков социалистических стран, глобализация, нынешние акции в Ираке, Югославии, Афганистане. Смыслом является вовлечение в мировую систему потребления последних из могикан, чего упорно не хотят понимать заскорузлые мозги многих так называемых политологов.

К сожалению, могикане уже заканчиваются. Надолго их не хватит.

Второй путь — формирование искусственных потребностей. Под знаменами борьбы за ресурсосберегающие и экологически чистые технологии был впервые в глобальных масштабах осуществлен эксперимент по формированию искусственных потребностей и соответствующих им секторов экономики. В наши дни это явление приобрело по-настоящему индустриальные масштабы. Массы маркетологов, дизайнеров, специалистов рекламного бизнеса занимаются формированием все новых и новых потребностей. К сожалению, деятельность эта и ее результаты, как уже было сказано, энтропийны.

А за это рано или поздно приходится расплачиваться. И чем дальше, тем дороже. Причем вполне конкретными ресурсами.

Третий путь — логическое следствие второго, — диверсификация и сегментация рынков. Размножение потребностей путем деления. Проблема здесь в том, что сегментация не может быть бесконечной. Рано или поздно сегменты становятся настолько мелки, что не обеспечивают нормальной работы систем производства и обмена.

Теперь о том, зачем же это все нужно. Поскольку некоторые безответственные личности утверждают, что достаточно ограничить потребности, и будет всем счастье. Звучит логично, но непонятно, почему этого до сих пор не сделано.

А потому, давайте выясним, зачем же так бессмысленно расходуются ресурсы на поддержание старых эрзац-потребностей и формирование новых?

Причина — необходимость сохранения экономики как системы. Отказ от эрзац-потребностей означает потерю управляемости всей экономической системы, кардинальные изменения ее структуры, прекращение развития и роста, свертывание систем производства и обмена и возврат к циклически-кризисной фазе функционирования экономики.

Впрочем, все эти прелести могут ожидать мир и при очередном кризисе потребления, который в рамках нынешней экономики неизбежен.

Выход видимо стоит искать в первой части проблемы, в удовлетворении потребностей человека не сводящихся к материальным ценностям. Когда-то ее предложили отложить, предпочтя простые решения, но отложенные проблемы имеют свойство возвращаться в нашу жизнь снова и снова. Между тем удовлетворение истинных потребностей человека, не сводящихся к материальным ценностям способно потреблять оные в невиданных масштабах, и не вхолостую, а вполне осмысленно и продуктивно.

Достаточно прикинуть, сколько потребуется ресурсов на то, чтобы удовлетворить «простенькую» потребность человека в признании его заслуг обществом. Намного больше, чем в нынешнем удовлетворении этой потребности путем игрищ в «Большой Занзибар».

Пример: допустим, человек любит, хочет и умеет строить дороги. Естественно, он хочет получить какое-то общественное признание своих заслуг в этой области. В нынешнем обществе, тупо растрачивающем человеческие ресурсы, он будет лишь безымянным винтиком в составе некоей махины, никому неизвестным и непризнанным.

Теперь представьте, каковы будут его потребности, если он в гордом одиночестве будет подвизаться на ниве автодорожного строительства хотя бы в одной отдельно взятой области. Что мы имеем в итоге. Дороги есть, система потребления работает, потребность человека удовлетворяется, потребность общества — тоже.

А теперь сравните с нынешним вариантом — человек несчастен, он тупо гоняется за новыми и новыми вещами в попытке переплюнуть соседа, общество прожигает ресурсы вхолостую и система потребления все время на грани кризиса.

Резюмируя.

  1. Кризисы потребления грядут.
  2. Попытки бороться с ними будут носить экстенсивный характер.
  3. Все большее количество ресурсов пойдет на увеличение энтропии в мире.
  4. Неминуемо наступит момент, когда дальнейшее экстенсивное развитие закончится.
  5. В этот момент возникнет потребность в переходе к интенсивному пути развития системы потребления.
  6. Наибольшие преимущества получат те субъекты экономической деятельности, которые раньше прочих сумеют освоить схему интенсивного развития потребления.
  7. Вы хочете денег? :) Тогда делайте выводы.

© 2000 Р.А. Исмаилов