На главную страницу

К рубрикатору "Эссе и статьи Переслегина"

Выход (FAQ и настройки цвета)


С.Б. Переслегин

Вечер третий: "постиндустриальный барьер".

Жанр дискуссии - "катастрофа".

Тезисы.

Социомеханику можно определить как научную дисциплину, изучающую наиболее общие закономерности динамики социальных систем.

Социомеханика видит историю единым процессом последовательной смены различных фаз человеческой цивилизации ; обобщенное "направление движения" задается вектором, который в каждый момент времени направлен от текущего состояния к наиболее сложной структуре, образующейся из исходной путем разрешения базисных противоречий .

Фазы различаются демографической динамикой, характерными скоростями и мощностями, имманентными способами социальной организации, господствующей трансценденцией (задающей преобладающий метод познания мира). Движение между фазами носит революционный, скачкообразный характер: практически все наблюдаемые параметры системы терпят при этом разрыв.

Фазовые переходы сопровождаются сменой господствующих социальных и производственных структур; поскольку последующая фаза ассимилирует любые механизмы предшествующей, структуры новой фазы должны быть более сложны, более противоречивы, то есть - более насыщены информацией и энергией. Разность энергий, запасенных в базовых структурах обществ, принадлежащих последовательным фазам, определяют величину фазового барьера .

При приближении к фазовому пределу цивилизационные пределы 1 смыкаются, что увеличивает вероятность первичного упрощения , то есть - катастрофической социальной динамики. Лишь очень немногие общества преодолевают "границу раздела фаз", обретая статус "локальной сверхцивилизации". Эти предсказания социомеханики подтверждаются историческим опытом (крушение Римского Мира, неолитическая революция и т.п.).

Социомеханика рассматривает современную экономическую, социально-политическую и демографическую динамику, как свидетельство приближения мира к постиндустриальному фазовому барьеру . Практически, мы понимаем постиндустриальный барьер, как форму вызова современному обществу со стороны " реального будущего ".

В рамках цивилизационного проекта Европейского Союза предполагается, что "knowledge industry" "насытит" экономику и изменит ее характер на "постиндустриальный". Говорится о массовом внедрении инновационных производственных циклов, о переходе от "высоких технологий", "хайтек", к "высочайшим" - "хайесттек". Считается, что такие технологии будут экономичны, безотходны и просты в управлении.

Если изменение фазы развития подразумевает перенастройку всей совокупности общественных связей (личных, профессиональных, конфессиональных и пр.), то следует предвидеть, что преодоление постиндустриального барьера будет сопровождаться сломом не только юридической системы, но и положенной в ее основу морали. Такая эволюция социума требует от личности инновационной толерантности .

"Информационная революция" приведет к насыщению обыденной жизни виртуальными конструктами, что впоследствии обернется созданием мира высокой виртуальности (для которого выполняется принцип относительности: невозможно каким-либо экспериментом установить, находится ли наблюдатель в Текущей Реальности или в Текущей Виртуальности). Насколько можно судить, подобное смысловое перемешивание будет восприниматься обывателем, как острая форма утраты идентичности.

Итак, построение постиндустриального общества подразумевает решение ряда проблем, которые в рамках интеграционного проекта ЕС просто не поставлены. Такое положение дел провоцирует кризисную, а затем и катастрофическую динамику. Демонтаж западноевропейской страты европейской цивилизации будет вызван прогрессирующей потерей связности между физическими и гуманитарными технологиями.

Прогнозируются следующие наблюдаемые проявления этого системного кризиса:

· демографические (снижение рождаемости, отрицательный прирост собственно европейского населения, прогрессирующая "мусульманизация" Европы - в том числе, в форме " великого переселения народов ");

· экологические (в прямой форме, либо - в превращенной - как неоправданный отказ от ряда остро необходимых технологий под предлогом их опасности для окружающей среды);

· образовательные (прогрессирующее снижение качества образования до уровня, не обеспечивающего поддержание даже индустриальной фазы);

· индустриальные (упадок "традиционных областей экономики" вследствие "перегрева" сектора "knowledge industry");

· случайные (рост технологических, транспортных и иных катастроф, в том числе - маниакальных убийств, вследствие приближения к пределу сложности ).

Сноски

1 . Социомеханика различает физические технологии , оперирующие с физическим пространством-временем и объективными смыслами, и гуманитарные , имеющие дело с информационным пространством, внутренним временем и субъективными смыслами. Первые - образуют материальную оболочку цивилизации (техносферу), вторые же формируют инфосферу. Пространство генеральных тенденций (трендов) текущей фазы цивилизации определяется совокупностью физических технологий, а вероятность реализации этих тенденций (как тех или иных версий будущего) определяется гуманитарными технологиями. В норме пространства физических и гуманитарных технологий имеют одинаковую мощность: возможности формировать историообразующие тенденции и управлять реализацией этих тенденций взаимно уравновешиваются, и цивилизация развивается сбалансировано.

Острый дисбаланс составляющих с неизбежностью приводит к системным кризисам, субъективно воспринимающимся, как глобальные катастрофы. Эта проблема интерпретируется социомеханикой, как приближение цивилизации к одному из двух технологических пределов : пределу сложности или пределу бедности . [ Назад ]

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов