К рубрикатору "Эссе и статьи Переслегина" |
Социомеханику можно определить как научную дисциплину, изучающую наиболее общие
закономерности динамики социальных систем.
Социомеханика видит историю единым процессом последовательной смены различных
фаз
человеческой
цивилизации
; обобщенное "направление
движения" задается вектором, который в каждый момент времени направлен от текущего
состояния к наиболее сложной структуре, образующейся из исходной путем разрешения
базисных противоречий
.
Фазы различаются демографической динамикой, характерными скоростями и мощностями,
имманентными способами социальной организации, господствующей трансценденцией
(задающей преобладающий метод познания мира). Движение между фазами носит революционный,
скачкообразный характер: практически все наблюдаемые параметры системы терпят
при этом разрыв.
Фазовые переходы сопровождаются сменой господствующих социальных и производственных
структур; поскольку последующая фаза ассимилирует любые механизмы предшествующей,
структуры новой фазы должны быть более сложны, более противоречивы, то есть
- более насыщены информацией и энергией. Разность энергий, запасенных в базовых
структурах обществ, принадлежащих последовательным фазам, определяют величину
фазового барьера
.
При приближении к фазовому пределу
цивилизационные пределы
1
смыкаются, что увеличивает вероятность
первичного упрощения
, то
есть - катастрофической социальной динамики. Лишь очень немногие общества преодолевают
"границу раздела фаз", обретая статус "локальной сверхцивилизации". Эти предсказания
социомеханики
подтверждаются историческим опытом (крушение Римского
Мира, неолитическая революция и т.п.).
Социомеханика рассматривает современную экономическую, социально-политическую
и демографическую динамику, как свидетельство приближения мира к
постиндустриальному
фазовому барьеру
. Практически, мы понимаем постиндустриальный барьер,
как форму вызова современному обществу со стороны "
реального будущего
".
В рамках цивилизационного проекта Европейского Союза предполагается, что "knowledge
industry" "насытит" экономику и изменит ее характер на "постиндустриальный".
Говорится о массовом внедрении инновационных производственных циклов, о переходе
от "высоких технологий", "хайтек", к "высочайшим" - "хайесттек". Считается,
что такие технологии будут экономичны, безотходны и просты в управлении.
Если изменение фазы развития подразумевает перенастройку всей совокупности
общественных связей (личных, профессиональных, конфессиональных и пр.), то следует
предвидеть, что преодоление постиндустриального барьера будет сопровождаться
сломом не только юридической системы, но и положенной в ее основу морали. Такая
эволюция социума требует от личности
инновационной толерантности
.
"Информационная революция" приведет к насыщению обыденной жизни виртуальными
конструктами, что впоследствии обернется созданием
мира высокой виртуальности
(для которого выполняется принцип относительности: невозможно каким-либо экспериментом
установить, находится ли наблюдатель в Текущей Реальности или в Текущей Виртуальности).
Насколько можно судить, подобное смысловое перемешивание будет восприниматься
обывателем, как острая форма утраты идентичности.
Итак, построение постиндустриального общества подразумевает решение ряда проблем,
которые в рамках интеграционного проекта ЕС просто не поставлены. Такое положение
дел провоцирует кризисную, а затем и катастрофическую динамику. Демонтаж западноевропейской
страты европейской цивилизации будет вызван прогрессирующей
потерей связности
между физическими и гуманитарными технологиями.
Прогнозируются следующие наблюдаемые проявления этого системного кризиса:
· демографические (снижение рождаемости, отрицательный прирост собственно европейского
населения, прогрессирующая "мусульманизация" Европы - в том числе, в форме "
великого
переселения народов
");
· экологические (в прямой форме, либо - в превращенной - как неоправданный
отказ от ряда остро необходимых технологий под предлогом их опасности для окружающей
среды);
· образовательные (прогрессирующее снижение качества образования до уровня,
не обеспечивающего поддержание даже индустриальной фазы);
· индустриальные (упадок "традиционных областей экономики" вследствие "перегрева"
сектора "knowledge industry");
· случайные (рост технологических, транспортных и иных катастроф, в том числе
- маниакальных убийств, вследствие приближения к
пределу сложности
).
1 . Социомеханика различает физические технологии , оперирующие с физическим пространством-временем и объективными смыслами, и гуманитарные , имеющие дело с информационным пространством, внутренним временем и субъективными смыслами. Первые - образуют материальную оболочку цивилизации (техносферу), вторые же формируют инфосферу. Пространство генеральных тенденций (трендов) текущей фазы цивилизации определяется совокупностью физических технологий, а вероятность реализации этих тенденций (как тех или иных версий будущего) определяется гуманитарными технологиями. В норме пространства физических и гуманитарных технологий имеют одинаковую мощность: возможности формировать историообразующие тенденции и управлять реализацией этих тенденций взаимно уравновешиваются, и цивилизация развивается сбалансировано.
Острый дисбаланс составляющих с неизбежностью приводит к системным кризисам, субъективно воспринимающимся, как глобальные катастрофы. Эта проблема интерпретируется социомеханикой, как приближение цивилизации к одному из двух технологических пределов : пределу сложности или пределу бедности . [ Назад ]
© 2002 Р.А. Исмаилов