К рубрикатору "Эссе и статьи Переслегина" |
Понятие идентичностей принадлежит психологии, однако, в последние годы оно активно используется социологами - в несколько ином, и притом, четко не определенном значении. Желание связать "психологическую" и "социальную" идентичности привело к созданию модели, в которой идентичность рассматривается как одна из форм убеждений и проявляется при ответе на вопрос "кто ты?".
Однако на этом пути возникает практически непреодолимая трудность: невозможно осмысленно ответить на вопрос, какие из убеждений образуют идентичности, а какие являются "просто убеждениями". Попытка формально разрешить эту проблему, не ссылаясь явно или неявно на свою собственную идентичность (так, для христианина религиозные убеждения всегда образуют идентичности, атеист же во многих практически важных случаях склонен рассматривать их как "просто убеждения"), ставит во главу угла понятие взаимодействия.
Рассматривается "идентичность в себе", входящая в сферу интересов индивидуальной психологии, и "идентичность для себя", которая проявляется только в процессе межличностного взаимодействия. Такое взаимодействие всегда в большей или меньшей степени конфликтно, причем внешнему наблюдателю (не проявляющему в данном конфликте своей идентичности) причина конфликта представляется пустой и надуманной.
Примером "конфликта идентичностей" может служить война между "остро- и тупоконечниками" в новейшей истории Лилипутии, а также история взаимодействия западного и восточного христианства.
Таким образом, предполагается рассмотреть следующие суждения:
1. "Идентичность для себя" есть проявленная в процессе взаимодействия "идентичность в себе".
2. "Идентичность в себе" связана с онтологией и аксиологией личности. Эта идентичность формируется в детстве и в весьма редких случаях подвергается сознательной рефлективной ревизии в сознательном возрасте ("вторичная идентичность").
3. "Конфликт идентичностей" тем более значим, чем меньше аксиологических различиймежду сторонами (особенно острую форму он приобретает, если различается лишь одна ценность) и чем сильнее "разностная аксиология" влияет на онтологию.
4. Общество может иметь макроскопическую идентичность (по Сунь-цзы: оно "обладает Путем", то есть ведет себя как один человек). В этом случае оно не может находиться в стационарном состоянии. Пример общества с проявленной макроскопической идентичностью: советская Россия в 1930-е годы, Франция в 1789 - 1795 гг.
5. Возможна ситуация, когда макроскопическая идентичность проявляется не на уровне общества в целом (оно имеет нулевую суммарную идентичность), а на уровне отдельных социальных групп. Такую идентичность можно назвать микроскопической. В обществе с выраженной микроскопической идентичностью обязательно происходят "вихревые процессы", сопровождающиеся "социальным нагревом" (от резкого роста преступности и немотивированного насилия до революций и гражданских войн).
6. Общество, не проявляющее идентичности иначе как на уровне отдельной личности, нейтрально и стремится к стационарному состоянию.
Таким образом, утверждается, что хотя источником социального движения являются противоречия (концепция, восходящая к Сунь-цзы, Лао-Цзы, Гегелю, Энгельсу), форма и интенсивность движения определяется тем, порождают ли данные противоречия "конфликт идентичностей" и на каком уровне.
7. Проявление идентичности носит индукционный характер: если во взаимодействующей группе кто-то начинает проявлять идентичность, приходится "определяться" всем. Интересный пример такого индукционного "парада идентичностей" дала олимпиада в Солт-Лейк-Сити.
8. Идентичности расходуются в процессе социального движения; они "истончаются" и, в конечном итоге, теряют форму.
9. Если социальное движение, порожденное той или иной идентичностью, ставит под сомнение ценностное пространство общества, происходит "плавление идентичности" с выделением значительной социальной энергии. Этот процесс можно наблюдать искусственно - в лабораторных условиях.
10. Всякое проявление идентичности приводит к увеличению инновационного сопротивления: человек, проявляющий идентичность, утрачивает способность осмысленно работать с новой информацией.
11. Современный "парад национальных, конфессиональных и иных идентичностей" есть отклик системы "индустриальная экономика" на близость постиндустриального барьера и, следовательно, экономики инновационной.
12. С другой стороны: близость постиндустриального барьера ставит под сомнение ценности современного (индустриального) мира, что способствует массированному "плавлению идентичностей". Если этот процесс не будет утилизирован, он приведет к перегреву обществу и его последующей деструкции.
Аксиология , иначе "теория ценностей" -- философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.
Идентичность (от позднелат. identicus - тождественный, одинаковый), тождество, совпадение двух предметов или понятий.
Онтология (от греч. on, род. падеж ontos - сущее и логия -- учение), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.
Психология (от психо -- греч. душа и логия -- учение),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Социология (франц. sociologie, от лат. socictas - общество и греч. logos - слово, учение; буквально - учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.
© 2002 Р.А. Исмаилов