На главную страницу

К рубрикатору «Статьи членов клуба»

Обсудить статью на форуме

Сменить цвет Выход (FAQ и настройки цвета)

Михаил Ермак (Канада)

©2002

8900 по Доу Джонсу

Ну вот и дождались варягов - 9300. Теперь следующий уровень - 8900

Самое, пожалуй, неприятное, это то, что если этот уровень будет пройден, то следующий это 8000, что, в свою очередь, означает ситуацию, еще более серьезную, чем в прошлом сентябре. Теперь можно точно сказать, что доказательство от противного, которое мы провели, подверждается - выхода из рецессии не наблюдается, более того, ситуация, после нескольких месяцев оптимизма, ухудшается с каждым новым месяцем.

Эконимические показатели заставляют всерьез опасаться резких военно - политических шагов со стороны загнанной в угол администрации Буша. К тому есть несколько причин:

1. Курс Евро приближается к доллару - такого не было за последние 2 года

2. Курс золота ушел далеко за 300, точнее 325 долларов за унцию при двухгодичном максимуме 330, что также не наблюдалось за последние годы. Кстати, это самое непрятное, ибо активы замороженные в золоте, это не инвестиции - это спасение капитала в силу относительно низкой ликвидности этого рынка.

3. Трудности с обслуживанием внутреннего долга США - тут таится серьезная угроза для самой администрации - растущая безработица теперь начинает сочетаться с задержкой выплат по пособиям, и другим социальным программам. Что-то мне это напоминает ситуацию начала 90 случившуюся в одной известной бывшей сверхдержаве...

4. Рост цен на нефть, сочетающийся с продолжающимся конфликтом на Ближнем Востоке.

5. Неблагоприятные отчеты о финансовом состоянии крупных компаний и общеэкономических показателей США.

Это экономика. Теперь несколько слов о политике.

1. Практически, военная акция в Афганистане вошла в стадию стагнации, это означает, что она уже давно не приносит экономических и политических дивидендов США. Попытка выскочить из этой оперативной воронки за счет Индо -Пакистанских разборок пока не приносит результата. Хотя, потенциально, конфликт между этими странами, да еще с использованием ядерного оружия, остается самой (с точки зрения американцев) сильной картой в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Очевидно, что этот конфликт принесет при любом своем развитиии дивиденды Индии. Пакистан же, практически, при любом раскладе проигрывает. Видимо, эта оценка ситуации, а так же скрытая поддержка (по понятным причинам) Пакистана Китаем, и не дают этому конфликту перерасти в активную военную фазу...

2. Ближневосточный кризис, связанный с Израильским вопросом, пока так же не приносит прибавки как политического, так и экономического веса США. Ряд политических и дипломатических просчетов, затяжка с развертыванием против Ирака, привели к утере США контроля над ситуацией в регионе. Это позволило шейхам перейти к открытому нефтяному давлению с целью легитимизации Палестинского государства с дальнейшей борьбой против Израиля.

3. Провал переворота в Венесуэлле сорвал возможность США сделать "ход конем" в борьбе за нефтяной рынок. Эта самое крупное внешнеполитическое поражение США за последнее время. Оно также усложняет реализацию долгосрочных проектов на Американском континенте, которую мы называем новым планом Монро.

4. Тяжелая экономическая ситуация и падение фондовых индексов могут свидетельствовать о том, что так называемое "улучшение экономики США за последние кварталы" могло быть игрой с целью сброса игроками - крупнейшими финансовыми компаниями активов: акций американских корпораций и, собственно, доллара США. Косвенным подтверждением этого является устойчивый рост Евро и золота, как активов, позволяющих продолжить игру на понижение американского доллара. Если предположить, что эти компании тесно связаны с Демократической партией в США, то это может означать умышленную игру с конечной целью отставки кабинета Буша и прихода Правительства национального доверия в лице Демократов к власти перед лицом новой Великой Депрессии.

Из вышесказанного можно заключить следующее. Год передышки, полученной администрацией Буша после событий 11 сентября, потрачен впустую. Обладая после 11 сентября целым набором козырей как во внешней политике, так и внутри страны, Республиканцы не смогли или не захотели ими воспользоваться. Результатом стала потеря политической, военной и экономической инициативы США. Это, в свою очередь, означает, что если противники США внутри страны и за ее пределами правильно распорядятся своими шансами (а у нас есть основание считать, что они трезво смотрят на вещи и сыграют если не идеально, то грамотно), нас в ближайшее время ожидает тяжелый мировой экономический и политический кризис, который, в свою очередь, может повлечь за собой общий новый передел мира в пользу арабских стран, Китая и Индии. Для самих США это будет означать, в частности, утерю приоритета мирового лидера с понижением статуса до регионального, с возможной вынужденной реализацией плана Монро 2002. Причем, в худшей для США редакции -- в условиях жесточайшего цейтнота. Смена власти в США становится первоочередным вопросом, возможны рассовые и другие социальные беспорядки, связанные с кризисом финансовой системы США, мы прогнозируем в этом варианте также дальнейший рост безработицы, вынужденную милитаризацию экономики, таможенную войну.

Отсутствие четких действий администрации Буша за этот год косвенно подтверждают ее невиновность в событиях 11 сентября. Однако, необходимость возврата инициативы в свои руки (к сожалению, Республиканцы, вероятно, снова не смогут ею распорядиться правильно) может вынудить пойти правительство США на неадекватные меры. Поскольку, правильной игры за США уже не видно.

В числе таких мер могут быть:

1. Интервенция в одну из стран по выбору - Ирак, Палестинские территории, Иран, Индонезия.

Против этого плана работают следующие факторы: утеряна инициатива, достигнуть внезапности практически невозможно, отсутствуют реальные шансы на успех блицкрига. Мировое общественное мнение скорее будет настроено против любой военной акции, и убедить его США вряд ли удастся. Результат - политический и военный проигрыш США в средней перспективе по модели послевоенный мир лучше довоенного.

2. Раскрытие серьезного заговора внутри страны (возможно связанного с террактами 11 сентября и возможными новыми на территории США или его посольств).

Выгоды такого сценария - возврат контроля за ситуацией внутри страны - экстренная эмиссия, регулирование экономики, закрытие (временное) бирж, частичный дефолт по внутренним долгам. Ужесточение политического режима и контроля прессы и интернета. Возможность расквитаться с Демократами вплоть до запрещения этой партии по причине на выбор - коррупции, связей с террористами и заговорщиками, сексуальной распущенности лидеров.

У этого плана есть несколько "НО", хотя он представляется одним из самых перспективных на ближние и средние сроки операции. Его проведение требует непреклонной решимости к его выполнению, отличной политической тактической подготовки и умения грамотно распорядится рессурсной базой. Всего этого администрация Буша не показала за последний год. Возможно, смена части кабинета могла бы помочь в решении этого вопроса, но не стоит также забывать о существовании мощного крыла Демократов, что означает малую вероятность подготовки и проведения организованной акции такого масштаба. Тем более, в условиях наметившегося цейтнота

3. Инициирование новых крупных террактов на территории США и, к сожелению, это уже обязательно, против их политических союзников. При всей своей жестокости, этот план тоже способен вернуть общемировую ситуацию под контроль правительства США. Уровень рискованности этого варианта превосходит все мыслимые границы, что делает его реализацию азартной игрой, в которой пока США не проявляли себя опытным игроком.

4. Созыв авторитетной мировой конференции с участием крупнейших государств и блоков. Смыслом этой конференции может быть УПРЕЖДАЮЩИЙ удар в финансовой сфере. Это означает, что США ДОБРОВОЛЬНО откажутся от своей роли в мировой политике и финансах. Это означает серьезную сдачу своих позиций, но таит немалые перспективы.

Да, придется отказаться от роли мирового жандарма, да придется распрощаться со многими привилегиями монополярного мира. Взамен США оставляют за долларом статус мировой валюты, но гарантированной уже ПУЛОМ стран с сильной экономикой - это издание Евро но гораздо более мощного масштаба. Это позволяет выправить дисбаланс доллара, предотвратить мировой экономический, торговый и политический кризис. Так как доллар остается, США сохраняют шанс на ренессанс в вопросе восстановления своей гегемонии. Результатом таких соглашений может стать реализация плана Монро 2002 в выгодном для США варианте. Практически, вся эта конференция является его реализацией. Уход от экономического молота с минимальными потерями и сохранения статуса первой среди равных на Американском материке. Чтобы ни говорилось, американская экономика при всей своей несбалансированности остается очень сильным инструментом, и подобные соглашения позволят ей получить передышку как для исправления этого дисбаланса, так и для нового экономического чуда.

Приложение. Сценарий несостоявшейся катастрофы

1. Предпосылки к созыву конференции, документы, которые должны лечь в основу Декларации Стран участниц.

1.1 Тяжелый экономический и политический кризис, поразивший за последние месяцы систему мирового порядка, вынуждает страны - участницы к совместным усилиям по стабилизации ситуации.

1.1.1 Обвальное падение курса доллара на крупнейших биржах Мира, катастрофический спрос на любые активы, в которые можно перевести стремительно обесценивающуюся валюту США. Остановлены торги на Лондонской Бирже Цветных Металлов, NYMEX, в Гонконге, Сингапуре и Токио.

1.1.2 Тяжелая экономическая ситуация за пределами США, серьезно пошатнула положение дел внутри самих США. Торговля в системе NASDAQ, Чикагской и Нью-Йоркской биржах приостановлена впредь до распоряжения Правительства США. Акции крупнейших эмитентов - корпораций США практически обесценены, страну потрясают финансовые скандалы, связанные с коррупцией и экономическими преступлениями. Goldmen&Saks, Merill Linch, BONY объявляют о временном прекращении финансовых операций. Дж. Сорос публикует статью в NY Times - "Причины, по которым я начал переводить свои активы в Евро и золото в начале 2002 года"

1.1.3 Волна самоубийств прокатывается по штаб-квартирам крупнейших финансовых корпораций во всех деловых центрах Мира. Практически во всем Мире выстраиваются огромные очереди в банки - люди хотят получить свои обесценивающиеся сбережения и купить хотя бы что- нибудь. Запрещена свободная конвертация доллара в Китае, Японии, Евросоюзе.

1.1.4 Цены на энергоносители в очередной раз преодолели новый немыслимый рубеж в 45 Евро за баррель. ОПЕК в 7 раз за последний месяц объявляет об увеличении квот на добычу нефти. Обороты промышленности и торговли стремительно падают. Растет количество безработных. Безработица в США превысила 20 процентов. В темнокожих кварталах Чикаго, Лос-Анджелеса и Юга США стремительно возникают очаги анархии -погромы магазинов, разгром богатых районов городов, пожары. Во все крупные города введены отряды Национальной Гвардии и армия. Введен комендантский час.

1.1.5 Ситуация в Европе немногим лучше. Британия вынуждена ввести свой флот в Северное море, чтобы оградить свои нефтяные промыслы от возможных террактов. В Манчестере происходят крупные волнения, в Лондоне закрыты все крупные учреждения, жителям предложено на время покинуть столицу. Франция - крупные беспорядки в мусульманских кварталах, в Париже сожжен Диснейленд. Ле Пен призывает формировать милицейские отряды для поддержания порядка и борьбы с выходцами из Африки и Азии. Его популярность достигает 60 проц. населения Франции. Марш с требованием отставки Правительства и выборов Ле Пена на Париж собрал рекордное число демонстрантов - 500000 человек. Германия. Газеты пишут о новом реванше националистов. Улицы городов оклеены портретами Гитлера. Кругом видны люди в коричневой форме. Началось паническое бегство ненемецкого населения из Германии. Австрия объявляет об объединении с Германией. Через 60 с лишним лет эти страны снова вместе. На Балканах начинается тяжелая гражданская война. Армия Сербии изгоняет последние остатки контингента НАТО. Есть жертвы.

1.1.6 Израильская армия еще 4 месяца назад нанесла упреждающий удар по позициям палестинцев. Ирак, пользуясь снятием нефтяной блокады начал резкое увеличение закупок оружия, прежде всего, в Китае и России. Продолжаются обстрелы Тель-Авива ракетами СКАТ

1.1.7 Афганистан представляет собой сплошное поле партизанской войны. По предложению ООН порядок в крупных городах поддерживается контингентами из Индии и Ирана. Юг страны практически аннексирован Пакистаном.

1.1.8 Напряженность в районе Тайваня продолжает усиливаться. Китайский флот во главе с купленным под казино, но внезапно оказавшимся ограничено годным авианосцем "Варяг" приближается к его берегам. Цель - обеспечение десантной операции на остров. Военно морская база США на Окинаве практически блокирована и находится по постоянной угрозой превентивного удара Китая. Система ПВО США оказалась неспособной к противодействию. На Филлипинах разгорается народное восстание, организованное на китайские средства. Тяжелый удар потряс сам Китай - основа экономики - экспорт промышленных товаров за последний квартал упал втрое, долларовые активы обесценились в полтора раза...

1.1.9 Япония объявила, что если не будут приняты меры в ближайшее время, то страна объявит дефолт по своим долгам. Практически с тем же заявлением выступили Россия, Латинская Америка и страны Юго-Восточной Азии. Внутри России проходит процесс над группой Чубайса. Им инкриминируются хищения в особо крупных масштабах, подлог и множество других преступлений.

1.1.10 Перед лицом общемирового кризиса из Москвы были переданы предложения созвать общую конференцию для экстренного поиска путей выхода из Мирового Кризиса. 25 октября 2003 года в Кремлевском Дворце Съездов делегации из 54 стран Мира собрались для принятия решений, которые должны будут изменить мир... Из передовицы газеты "Ъ" от 24 октября 2003 года

2. Повестка дня конференции очерчена следующими пунктами:

2.1 Решение блока неотложных экономических проблем. Стабилизация мировой финансовой и торговой системы

2.2 Решение военно-политических задач. Выработка системы коллективной безопасности

2.3 Совместная декларация стран - участниц конференции. Програмный документ, призванный определить приоритеты развития Человечества на ближайшие сто лет.

По экономическому блоку были достигнуты следующие договоренности:

1. Доллар остается мировой платежной единицей

2. Эмиссия долларов переходит под контроль новой организации - Совета экономической безопасности (СЭБ) при ООН и Мирового Центрального Банка (МЦБ).

3. Доллар внутри США признается денежной единицей этой страны. Его соотношение с Мировым долларом (МД) определяется специальным курсом, определяемым ежедневно, после стабилизации ситуации еженедельно.

4. Обеспечение МД есть обязанность всех стран, подписавших соглашение. Остальные валюты объявляются на момент ввода в обращение МД жестко фиксированными по отношению к нему. МД эмитируется ТОЛЬКО в безналичной форме.

5. Банки, объявившие себя банкротами, поступают в распоряжение СЭБ ООН. Долги взаимозачитываются, погашение остальных проводится через систему траншей с отложенными выплатами.

6. Компании и корпорации, объявившие себя банкротоми, также переходят в юрисдикцию СЭБ. Назначается их независимый арбитраж и внешнее управление.

7. Таможенные пошлины обязаны утверждаться комиссиями СЭБа

8. Страны ОПЕК замораживают цену на нефть на срок 1 год с возможной пролонгацией. Цена составляет 21 МД за баррель.

9. Деятельность всех бирж приостанавливается на срок 3 месяца. После этого торги возобновляются по контролем СЭБ.

2.4 По политическим вопросам.

1. ООН объявляется единственной организацией, имеющей право вмешиваться в дела внутри страны.

2. Создается новый орган - СЭБ, полномочия которого обрисованы выше

3. Совет Безопасности ООН получает право применения ядерного оружия.

4. Войска ООН увеличиваются в численности, им передаются ударные авианосцы США, система базирования американского флота. Корабли ООН имеют право топить военные корабли противоборствующих государств с санкции СБ ООН.

5. Сухопутные подразделения получают широкие полномочия при разделении конфликтующих сторон.

6. Ответственность за ситуацию в каждом регионе несет организация стран этого региона. Эти организации являются подотчетными ООН

Вместо заключения.

Что развитие ситуации в этом направлении даст России.

К сожалению, практически очень мало. Очевидно, что на таком саммите Россия будет присутствовать, но в вопросах экономики ее голос не много стоит. Тем не менее, при дележе новых ролей на мировой сцене, можно говорить о политическом выигрыше России.

Видимо, состоится обмен Белоруссии на Кенигсберг (Германия не возражает против включения Белоруссии в РФ взамен Кенигсберга, США не вмешиваются, газовая труба направляется в Германию по маршруту Россиия-Белоруссия-Польша-Германия). Это означает усиление роли Польши - как старого-нового узла Европейских проблем и конфликтов. Турция, утратив поддержку США начинает дрейфовать в сторону радикального псевдомусульманства, что означает новые конфликты на Кавказе. Возможно создание буферных государств, по примеру средней Европы после Первой Мировой войны. Отделение Аджарии от Грузии становится фактом. Падение режима Шеварднадзе тоже, если он не успеет перепродать себя кому-то еще. В перспективе это ведет к возвращению в состав России ряда "независимых" республик. В первую очередь Абхазии.

На Дальнем Востоке возможно должен состояться обмен всех островов, окупированных после Второй Мировой войны на Экономический союз с Японией (со стороны России это Курилы, со стороны США -- Марианские). Этот ход выгоден всем трем государствам. После стабилизации доллара Япония получает новый стимул экономического роста в виде рынка России. Необходимость противостояния экономическому и политическому давлению Китая будет вынуждать к сближению Японию, Россию и объединенную Корею. Возможен даже некий политический союз между ними.

После ухода США из Азии вопрос нейтрализации китайского влияния становится первостепенным. Второй по силе в регионе оказывается Индия. Видимо, вокруг нее и будет консолидироваться новые политические блоки. Давние связи с Россией и китайская угроза окажутся неплохим стимулом для развития нашего ВПК вплоть до запуска Российско-Индийской-Иранской орбитальной станции с возможной экспедицией на Марс к 2050 году.

Во внутренней политике столь масштабные перемены извне дадут возможность расправиться с кланом Чубайса, а также обернутся общим ужесточением политической и экономической жизни страны. В целом, такое развитие ситуации следует признать самым перспективным на данный момент, но и самым маловероятным... К сожалению.


© 2005 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service