На главную страницу

К рубрикатору «Письма читателей»

Обсудить статью на форуме

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройки цвета)


Alex Stone

Курс эволюционной дендрологии

 

Дендрология (от дендро… и… логия), раздел ботаники, изучающий древесные растения (деревья, кустарники и кустарнички), которые являются главной составной частью лесных биогеоценозов

БСЭ

У каждой страны есть свой символ, который она часто размещает на своем гербе и флаге. При этом часто символ этот уже не имеет прямого отношения к теперешней стране в том виде, в котором она существует в текущей реальности. У Ливана, например, этот символ — знаменитый ливанский кедр, который густыми лесами покрывал Ливан еще в конце 18 века. Сейчас в Ливане кедров почти не осталось — но на флаге Ливана кедр по-прежнему зелен и свеж.

У Украины есть два знаменитых дерева-дуба. Они не удостоились изображения на государственной флаге или гербе, но очень символичны для современной Украины. Являясь, в отличии от ливанского кедра, скорее живыми символами будущего, нежели мертвыми символами прошлого.

Один из этих дубов расположен в Запорожье и называется «Тысячелетний дуб » или просто «Дуб » (с Большой буквы). Никто не знает, кто и когда посадил этот дуб (хотя есть много красивых легенд по этому поводу), но все ученые сходятся во мнении что дубу больше 500 лет. Другой дуб стоит возле Оперного театра в Одессе и был посажен в честь победы русского оружия в войне 1812 года. О судьбе и современном состоянии этих могучих деревьев мы расскажем позже, чтобы замкнуть в восприятии Читателя символьное кольцо…

Первая стихия. Лед

Зимой 2002-2003 года Мариупольский порт был полностью блокирован льдом в силу суровой зимы. Украина в настоящее время не владеет адекватным ледокольным флотом и оказалась бессильна обеспечить устойчивую эксплуатацию Мариупольского порта. Донецкие промышленные группы были вынуждены вплотную занятся вопросом переключения транспортных потоков на Одесский порт, что вызвало резонансный «передел власти» в руководстве порта и арендных «предприятий совместной деятельности» (ПСД) Одесского порта. В тяжелых ледовых условиях оказались также порты Херсон и Николаев.

Никто из нас всерьез не задумывается о значении слова «инфраструктура». Это что-то невидимое, незримое, но постоянно помогающее нам жить. Каждый из нас получает воду, еду, освещение и тепло постоянно и в нужном месте, но за всем этим незримо стоит инфраструктура. Транспорт, безусловно, являестся важной, но не единственной частью инфраструктуры. Столь же важна канализация, электросеть, дорожные знаки, телефонные справочники, скамейки для отдыха в парке и даже ледоколы. Инфраструктура, подобно нервной системе или ветвям дерева пронизывает структуру современной цивилизации. Жить без любой из ее частей современному человеку просто невозможно.

В периоды кризисов, болезненных переходов от одной социальной парадигме к другой инфраструктура неизбежно принимает на себя основной удар перемен. Ведь, к сожалению, тонкая надстройка инфраструктуры гораздо менее устойчива к изменениям, чем фундамент экономики. При всей кажущейся незыблемости автомобильной дороги или линии электропередач, элементы инфраструктуры требуют к себе постоянного внимания и поддержания своего состояния — из нельзя «поставить на консервацию», как танк Т-54 — общество постоянно зримо и незримо их использует.

Первыми погибают лучшие. С точки зрения обычного порядка вещей — «белые слоны». Ледоколы. Ячеистые контейнеровозы. Суда-спасатели. Вагоны-рефрижераторы. Цистерны-молоковозы. Трубоукладчики. Список можно продолжать бесконечно — многие элементы инфраструктуры нужны или в момент ее создания и капитального ремонта, или для экстремальных ситуаций. В повседневной жизни без них можно обойтись. Их отсутствие в кризисной ситуации часто равнозначно гибели инфраструктуры. Часто разрушение инфраструктуры влечет за собой быструю или медленную смерть людей. Но люди в рамках либеральной экономики, также, как и ледоколы, не входят в «базовую матрицу».

Постулат №1. Первым в условиях либеральной экономики вымирает высокотехнологичный сектор инфраструктурного комплекса.

Вторая стихия. Земля

В настоящий момент Украина ведет строительство автомагистрали Одесса-Киев. На строительство магистрали катастрофически не хватает дорожной техники. В то же самое время в самой Одессе к августу 2003 года отремонтированы далеко не все основные городские магистрали. В Киеве, конечно, все в порядке — дороги ровны, как никогда. Более 50% всех украинских поставок дорожных машин пришлись на Киев и Киевскую область.

Красиво жить не запретишь. Но на красивую жизнь не всегда хватает средств. Точнее, хватает не всем. В первую очередь, безусловно, каждый хочет позаботиться о себе любимом, а потом уже думать о городе, стране, народе. Современная украинская власть тому не исключение, а скорее хрестоматийное подтверждение.

Исходя из собственного опыта Автора (более 500 000 километров автодорог по территории Украины за последние 5 лет — чуть-чуть меньще, чем «до Луны и обратно») инфраструктура Украины (и самое бросающееся в глаза — транспортная сеть) поддерживается лишь на основных магистральных направлениях. Таковыми считаются те, которые в большей мере используются распределителями бюджетных средств (практически все элементы инфраструктуры, особенно в сетевой ее части, финансируются за счет государства).

Желающим получить собственный сравнительный опыт рекомендую проехаться по «метрвой дороге» Е105 на участке от Харькова до Перещепино (Днепропетровская область) и другому участоку дороги той же Е105 от Симферополя до Фороса. На первом участке можно ощутить себя «Безумным Максом под Куполом Грома»!

Многие инфраструктурные элементы просто брошены с советских времен. «Капиллярная» сеть сельских дорог не знала ремонта последние 10 лет, многие подъездные пути железнодорожных станций непригодны для эксплуатации. Обледенение линий электропередач зимы 2001 года в Одесской области обернулось катастрофой для тысяч населенных пунктов. Многие из них смогли получить электроэнергию только к маю.

Постулат №2. В условиях коррупции элиты и бюджетного финансирования инфраструктуры поддерживается лишь та часть инфраструктуры, которая используется элитой или имеет витальную функцию для электоратора таковой элиты.

Третья стихия. Воздух.

На протяжении всей истории независимой Украины во всех областях инфраструктуры наблюдалась деградация. Полностью потерян морской флот, на грани разрушения воздушный флот. Подвижный состав железных дорог изношен более, чем на 80%. Остался… воздух — то есть «почти ничего». Но природа не терпит пустоты.

Любой из нас знает, что система, включающая в себя лишь положительную обратную связь, не может находиться в устойчивом равновесии. Рассмотрим одну интересную особенность украинской инфраструктуры, унаследованную ей от советских времен — а именно, ее структурная несовместимость с мировой инфраструктурой (далее, цитируется по обзору С.Егищянца с it-trade.ru)

«Чтобы понять, почему это так, предлагаю обратиться к нижеследующей таблице. В ней приведены расчёты сотрудников академического института ЦЭМИ, которые на основе модели межотраслевого баланса исследовали вопрос об источниках происхождения прибыли. Сначала они привели показатели разных отраслей экономики в 1991 году — в рублях по тогдашним ценам. А затем подсчитали, что случится, если враз перейти на мировые цены, разделив этот случай на три возможных сценария развития событий в экономике — от пессимистичного первого до оптимистичного третьего.

Отрасли Прибыль, млрд. руб. Прибыль при переходе на мировые цены, млрд. долл.
 
1991 год
1
2
3
Нефтегазовая промышленность
17.747
145.559
144.280
143.001
Угольная промышленность
-0.367
6.915
7.160
7.405
Прочие отрасли топливной промышленности
0.131
0.293
0.317
0.341
Электроэнергетика
5.507
58.537
57.641
56.745
Чёрная металлургия
6.253
0.674
1.931
3.188
Цветная металлургия
4.929
2.465
3.324
4.184
Машиностроение и металлообработка
47.607
-30.232
-31.367
-32.502
Химическая промышленность
10.040
-11.455
-11.303
-11.152
Лесная промышленность
6.348
56.863
60.896
64.930
Промышленность стройматериалов
4.840
25.853
30.243
34.633
Лёгкая промышленность
19.632
-5.371
-2.410
0.550
Пищевая промышленность
3.790
0.584
5.191
9.799
Прочие отрасли промышленности
2.721
0.000
0.000
0.000
Строительство
11.965
-53.725
-53.086
-52.446
Транспорт и связь
12.762
-11.538
-11.352
-11.166
Сельское хозяйство
27.193
-7.905
-7.972
-8.040
Торговля и МТС, заготовки
11.802
0.000
0.000
0.000
Прочие отрасли материального производства
1.198
0.000
0.000
0.000
Итого:
194.098
177.518
193.494
209.469

Легко видеть, что в советской системе цен прибыли распределяются по отраслям более или менее равномерно. Однако достигалось это благодаря тому, что цены на сырьё и базовые материалы (топливо, электроэнергию, лес и т.д.) были занижены в сравнении с мировыми, тогда как цены на продукцию обрабатывающей промышленности — завышены. Соответственно, при переходе на мировые цены в сырьевом секторе (топливная промышленность, энергетика, лесная промышленность) образуется сверхприбыль, тогда как остальная часть экономики за редчайшими исключениями сразу же валится. Драматизм процесса раскрывают два числа: по второму (умеренному) варианту прибыль сырьевых отраслей должна была составить 270 млрд. долларов, тогда как в целом по экономике прибыль гораздо ниже (193.5 млрд. долларов) — то есть остальные отрасли приносят в целом убытки в размере 76.5 млрд. долларов. На самом же деле, всё обстоит ещё хуже.»

Отметим для себя, кто, согласно исследованиям ЦЭМИ, был (и в большой степени — есть!) «не жилец» в долгосрочной перспективе советской структуры экономики. Это — химическая промышленность, строительство, транспорт и связь, машиностроение и металлообработка. Оставим немного в стороне сельское хозяйство — в условиях Украины оно менее убыточно, чем в целом по бывшему СССР, кроме того, даже ВТО позволяет его поддерживать государственными дотациями. Нетрудно заметить, что данные отрасли составляли основу благосостояния Украины в период СССР (наряду с черной металлургией). Черная металлургия, благодаря своему лобби, добилась на Украине «эксперимента в отрасли» (длящегося уже второй год и повлекшего целый ряд анти-демпинговых расследований по всему миру) и чувствует себя сносно. Остальные поименованные отрасли медленно коллапсируют — пока скрыто (более — в форме «проедания» основных фондов) — в дальнейшем все более явно.

Как было подчеркнуто — инфраструктура, являясь надстройкой над экономикой, коллапсирует в такт с обслуживаемыми отраслями и численностью населения страны, кроме того, по вышеприведенной таблице, имеет свои внутренние структурные проблемы (отрицательная прибыль по всем трем сценариям). Поэтому, исходя из вышесказанного, можно прийти к неутешительному выводу:

Постулат №3 Инфраструктурный кризис на Украине будет нарастать, так как в целом он имеет структурную природу.

Четвертая стихия. Пламя

«Умолкни, сынок. Я не хочу вспоминать о былом — это признак старости. Младенцы и дети живут в настоящем времени — в „сейчас“. Достигнув зрелости, человек предпочитает жить в будущем. В прошлом обитают лишь старцы…»

Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга

Роберт Хайнлайн

Что день грядущий нам готовит? Как Украине избежать кризиса инфраструктуры и, более того постараться создать то новое, что позволит ей обеспечить достойную жизнь для своего народа?

Три постулата «естественного» развития неумолимо двигают Украину к коллапсу. Либеральная экономика, помноженная на коррупцию и структурный кризис, добьет нас с неотвратимостью наковальни кузнечного пресса. Если целью Украины не является «достойное место среди стран третьего мира» шаги предпринимать нужно уже сейчас. Обдуманные, просчитанные, но немедленно и в полном объеме. Одна компания может сказать — «я буду строить автостраду Киев-Одесса» — и выполнит свою часть работы.

Государству, государственной элите — необходимо в первую очередь согласие со своим народом. Чтобы вместе решить, какую жизнь хочет выбрать себе Украина в будущем. Без этого невозможно устранить причины, вызывающие к действию три постулата. Без согласия с собой невозможно создать условия роста.

Читатель спросит — а как же обещанная история двух дубов?

Оба засохли.

Одесский дуб власти обрубили со всех сторон и поставили его обрубок на парапет, воздвигнув вокруг него мраморный обелиск. Красиво? Не знаю. Естественно? Не очень. Пожалуй, я не хотел бы, чтобы Украина пошла по такому пути — мрамора в столице и «отрубленой» нищеты везде, где не Киев.

От Запорожского дуба осталась одна живая веточка. Власти приделали к нему кучу растяжек и закрепили тело дуба на выстроенных рядом мачтах. Дуб производит на меня впечатление тяжелобольного из палаты интенсивной терапии.

Но есть у Украины и третий дуб — посаженный русскими учеными из желудя своего Тысячелетнего пращура во времена СССР. Он зеленеет и растет рядом с ним с новой молодой силой.

[наверх]


© 2005 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service