К рубрикатору «Письма наших читателей» |
Сменить цвет |
Проблема обвальной миграции жителей Дальнего Востока в Европейскую часть страны впервые в новейшей истории России стала предметом внимания первого лица государства. Владимир Путин поручил главе Минэкономразвития Герману Грефу разработать меры по закреплению населения на Дальнем Востоке. Известия, 13.08.03 |
Впервые за свою историю Россия столкнулась с проблемой оттока населения с Дальнего Востока. Закрепление населения и освоение этого региона необходимо для дальнейшего существования России как евразийской державы. В условиях избыточного давления населения соседних стран (Китай, Корея, Япония) возникает опасность потери этих территорий в среднесрочной перспективе. Решать эту проблему необходимо уже сегодня.
Складывание подобной неблагоприятной ситуации на Дальнем Востоке обусловлено целым комплексом причин, две из которых представляют особую важность. Во-первых, общесистемным экономическим кризисом России, в результате которого целые отрасли производства и многие области страны являются депрессивными . Следствием этого является усиливающаяся миграция, как внешняя — за пределы страны, так и внутренняя — в центральные области России. Во-вторых, демографическим кризисом, в результате которого постепенно нация вымирает .
В условиях, когда перед правительством России стоит задача разработать меры по закреплению населения на Дальнем Востоке, я предлагаю следующую схему решения дальневосточной проблемы.
Разделить все районы (города, поселки, села) региона на четыре категории в соответствии их привлекательностью для населения и важностью освоения для страны . Для каждой из четырех категорий разработать отдельный план необходимых мер.
Категория 1. Основная зона расселения . Это первую очередь южные районы Дальнего Востока — входящие или приближающиеся к «зоне комфорта» (природно-климатические условия для жизни людей). Сюда относятся южные районы Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской областей, Хабаровского края, весь Приморский край. В качестве опорных должны использоваться крупные городские агломерации — Владивосток, Хабаровск, Иркутск и т.д. и прилегающая к ним сельская местность.
Районы категории 1 обладают высоким экономическим потенциалом (богатейшие природные ресурсы, наличие квалифицированной рабочей силы) и являются наиболее привлекательными для российских граждан (из территорий Дальнего Востока). Эффективной стратегией для этих районов является государственное стимулирование экономической активности, привлечение иностранных инвестиций и последующая интеграция в Тихоокеанский экономический регион. В качестве приоритетных направлений можно выделить переработку сырья и продовольствия (например, морепродуктов для поставки в Японию, а также природных ресурсов, добываемых в районах категории 2 и 3) и создание высокотехнологичных конвейерных производств иностранных компаний, прежде всего японских, корейских, американских (по образцу Тайваня, Китая, Малайзии). Экономический подъем, создание новых рабочих мест и условий жизни, сравнимых с европейской частью России станут ключом к решению демографической проблемы в этих районах.
Непосредственная цель — удержание имеющегося населения, привлечение жителей районов Дальнего Востока категорий 2, 3, 4 (предотвращение их оттока в центральные области России), привлечение русскоязычных жителей ближнего зарубежья и жителей других регионов России. В перспективе — превращение Приморья в центр притяжения экономических, социальных, демографических и образовательных ресурсов страны (по образцу американской Калифорнии).
Категория 2. Зона очагового расселения . Крупные города и окружающая их сельская местность в области тяжелых климатических условий — Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск и т.д.
Районы категории 2 обладают существенным экономическим потенциалом (богатейшие природные ресурсы, наличие ограниченного ресурса квалифицированной рабочей силы при высокой себестоимости производств и сложностях поставок с «большой земли»). Тяжелые климатические условия делают их малопривлекательными для заселения. Наиболее эффективной стратегией для этих районов является консолидация имеющихся ресурсов и производств, четкое экономическое обоснование всех проектов, концентрация внимания на экономически рентабельных в этих условиях производствах, за счет которых должна обеспечиваться социальная инфраструктура (включая сектор услуг). Возможно освоение вахтенным методом близлежащих территорий.
Непосредственная цель — удержание имеющегося населения. В перспективе — привлечение нового населения (главным образом с Дальнего Востока) за счет создания экономически рентабельных и социально обоснованных долгосрочных проектов.
Категория 3. Зона вахтенного освоения . Места освоения стратегических природных ресурсов (нефть, газ, золото, алмазы) в исключительно неблагоприятных природных условиях, города монопроизводств — Салехард, Новый Уренгой и т.д.
Районы категории 3 обладают высочайшим потенциалом по добыче полезных ископаемых и тяжелейшими природно-климатическими условиями. Привлечение новых жителей в эти районы возможно, однако приоритет должен принадлежать вахтенному методу. Социальная ответственность за жителей и работников этих районов должна лежать на плечах осваивающих их компаний (при жестком государственном контроле). В качестве «опорной» зоны для вахтенного освоения этих районов следует использовать районы категории 1 и 2. (Например, предоставление жилья в крупных городах южной Сибири и Дальнего Востока).
Непосредственная цель — обеспечение добывающих производств рабочей силой при создании работникам необходимых социальных гарантий, закрепление работников в дальневосточном регионе (в районах категории 1 и 2). В перспективе — расширение освоения природных ресурсов, создание в этом районе городов категории 2.
Категория 4. Зона отчуждения . Районы, не обладающие ни окупаемыми ресурсами, ни природно-климатическими условиями для комфортного проживания людей — поселок Талое, Магаданская обл.
Районы категории 4 следует официально признать бесперспективными, население организованно вывезти (с предоставлением всех необходимых социальных гарантий) в районы категории 2, 3, 4. Непосредственная цель — спасение людей и использование их трудового и интеллектуального потенциала в перспективных направлениях в Дальневосточном регионе.
Особо следует оговорить транспортную проблему. На сегодняшний день внутренняя (региональная) и внешняя (с центральными областями России) транспортная связность Дальнего Востока является недостаточной для интеграции региона и его населения как в общероссийскую, так и в дальневосточно-тихоокеанскую экономическую системы. В этих условиях необходимым представляется развитие транспортной инфраструктуры районов категории 1, 2, 3.
(С) Константин Белоручев 15 августа 2003 г.
© 2002 Р.А. Исмаилов