На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройка цвета)


Константин Белоручев

Копия — в Минэкономразвития

Проблема обвальной миграции жителей Дальнего Востока в Европейскую часть страны впервые в новейшей истории России стала предметом внимания первого лица государства. Владимир Путин поручил главе Минэкономразвития Герману Грефу разработать меры по закреплению населения на Дальнем Востоке.

Известия, 13.08.03

Впервые за свою историю Россия столкнулась с проблемой оттока населения с Дальнего Востока. Закрепление населения и освоение этого региона необходимо для дальнейшего существования России как евразийской державы. В условиях избыточного давления населения соседних стран (Китай, Корея, Япония) возникает опасность потери этих территорий в среднесрочной перспективе. Решать эту проблему необходимо уже сегодня.

Складывание подобной неблагоприятной ситуации на Дальнем Востоке обусловлено целым комплексом причин, две из которых представляют особую важность. Во-первых, общесистемным экономическим кризисом России, в результате которого целые отрасли производства и многие области страны являются депрессивными . Следствием этого является усиливающаяся миграция, как внешняя — за пределы страны, так и внутренняя — в центральные области России. Во-вторых, демографическим кризисом, в результате которого постепенно нация вымирает .

В условиях, когда перед правительством России стоит задача разработать меры по закреплению населения на Дальнем Востоке, я предлагаю следующую схему решения дальневосточной проблемы.

Разделить все районы (города, поселки, села) региона на четыре категории в соответствии их привлекательностью для населения и важностью освоения для страны . Для каждой из четырех категорий разработать отдельный план необходимых мер.

Категория 1. Основная зона расселения . Это первую очередь южные районы Дальнего Востока — входящие или приближающиеся к «зоне комфорта» (природно-климатические условия для жизни людей). Сюда относятся южные районы Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской областей, Хабаровского края, весь Приморский край. В качестве опорных должны использоваться крупные городские агломерации — Владивосток, Хабаровск, Иркутск и т.д. и прилегающая к ним сельская местность.

Районы категории 1 обладают высоким экономическим потенциалом (богатейшие природные ресурсы, наличие квалифицированной рабочей силы) и являются наиболее привлекательными для российских граждан (из территорий Дальнего Востока). Эффективной стратегией для этих районов является государственное стимулирование экономической активности, привлечение иностранных инвестиций и последующая интеграция в Тихоокеанский экономический регион. В качестве приоритетных направлений можно выделить переработку сырья и продовольствия (например, морепродуктов для поставки в Японию, а также природных ресурсов, добываемых в районах категории 2 и 3) и создание высокотехнологичных конвейерных производств иностранных компаний, прежде всего японских, корейских, американских (по образцу Тайваня, Китая, Малайзии). Экономический подъем, создание новых рабочих мест и условий жизни, сравнимых с европейской частью России станут ключом к решению демографической проблемы в этих районах.

Непосредственная цель — удержание имеющегося населения, привлечение жителей районов Дальнего Востока категорий 2, 3, 4 (предотвращение их оттока в центральные области России), привлечение русскоязычных жителей ближнего зарубежья и жителей других регионов России. В перспективе — превращение Приморья в центр притяжения экономических, социальных, демографических и образовательных ресурсов страны (по образцу американской Калифорнии).

Категория 2. Зона очагового расселения . Крупные города и окружающая их сельская местность в области тяжелых климатических условий — Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск и т.д.

Районы категории 2 обладают существенным экономическим потенциалом (богатейшие природные ресурсы, наличие ограниченного ресурса квалифицированной рабочей силы при высокой себестоимости производств и сложностях поставок с «большой земли»). Тяжелые климатические условия делают их малопривлекательными для заселения. Наиболее эффективной стратегией для этих районов является консолидация имеющихся ресурсов и производств, четкое экономическое обоснование всех проектов, концентрация внимания на экономически рентабельных в этих условиях производствах, за счет которых должна обеспечиваться социальная инфраструктура (включая сектор услуг). Возможно освоение вахтенным методом близлежащих территорий.

Непосредственная цель — удержание имеющегося населения. В перспективе — привлечение нового населения (главным образом с Дальнего Востока) за счет создания экономически рентабельных и социально обоснованных долгосрочных проектов.

Категория 3. Зона вахтенного освоения . Места освоения стратегических природных ресурсов (нефть, газ, золото, алмазы) в исключительно неблагоприятных природных условиях, города монопроизводств — Салехард, Новый Уренгой и т.д.

Районы категории 3 обладают высочайшим потенциалом по добыче полезных ископаемых и тяжелейшими природно-климатическими условиями. Привлечение новых жителей в эти районы возможно, однако приоритет должен принадлежать вахтенному методу. Социальная ответственность за жителей и работников этих районов должна лежать на плечах осваивающих их компаний (при жестком государственном контроле). В качестве «опорной» зоны для вахтенного освоения этих районов следует использовать районы категории 1 и 2. (Например, предоставление жилья в крупных городах южной Сибири и Дальнего Востока).

Непосредственная цель — обеспечение добывающих производств рабочей силой при создании работникам необходимых социальных гарантий, закрепление работников в дальневосточном регионе (в районах категории 1 и 2). В перспективе — расширение освоения природных ресурсов, создание в этом районе городов категории 2.

Категория 4. Зона отчуждения . Районы, не обладающие ни окупаемыми ресурсами, ни природно-климатическими условиями для комфортного проживания людей — поселок Талое, Магаданская обл.

Районы категории 4 следует официально признать бесперспективными, население организованно вывезти (с предоставлением всех необходимых социальных гарантий) в районы категории 2, 3, 4. Непосредственная цель — спасение людей и использование их трудового и интеллектуального потенциала в перспективных направлениях в Дальневосточном регионе.

Особо следует оговорить транспортную проблему. На сегодняшний день внутренняя (региональная) и внешняя (с центральными областями России) транспортная связность Дальнего Востока является недостаточной для интеграции региона и его населения как в общероссийскую, так и в дальневосточно-тихоокеанскую экономическую системы. В этих условиях необходимым представляется развитие транспортной инфраструктуры районов категории 1, 2, 3.

(С) Константин Белоручев 15 августа 2003 г.

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов