На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройка цвета)


Archmag

Теория мотиваций

Данная работа посвящена описанию врожденных человеческих мотиваций — установок, побуждающих индивидуума совершать то или иное действие или бездействие. Также мы предложим вниманию читателя простейшие модели взаимодействия мотиваций в психике индивидуума и базовые мотивационные модели человеческих консорций .

Человек довольно сложная живая система и как всякая живая система должен:

а/ поддерживать свое существование;

б/ выполнять функцию продления своего рода;

в/ расширять ареал своего обитания, свои возможности.

Данные нормы вложены в нас генетически, но для выполнения вышеназванных операций требуется активное участие высшей нервной системы человека. Сознание человека бесстрастно, оно как компьютер выполняет те или заданные ему операции 1 . Соответствующие установки, которые организм подает сознанию, мы назовем врожденными мотивациями или психоэнергиями. (Почему энергетическая аналогия будет нам полезна, будет ясно из дальнейших рассуждений.)

Данную установку можно охарактеризовать направлением, т.е целью на которую направляется активность человека и величиной, т.е. жертвами которыми личность готова понести для достижения цели.

Врожденные мотивации носят в психике базисный характер, поскольку все остальные установки могут быть так или иначе сведены к их комбинации или трансформации. Поэтому изучение психоэнергий особенно важно.

Итак, перечислим главные виды психоэнергий.

1. Либидо.

Сексуальное влечение имеет колоссальное значение в жизни человека (сознательной и/или бессознательной). 3игмунду Фрейду удалось в полной мере раскрыть значение этой психической энергии, которую он назвал либидо /похоть/.

Психическую энергию, толкающую человека на выполнение функции продолжения рода мы называем либидо. Вот тут-то и встает вопрос о механизме воздействия психической энергии на сознание человека. Не всегда данная психическая энергия доведет человека до выполнения генетической функции продолжения рода, тому подтверждение многочисленные примеры извращений, в которых данная цель достигнута быть не может.

Так в чем же дело? А дело в том, что либидо не дает задачу на выбор одного какого-то конкретного объекта, механизм его воздействия обусловлен принципом, который мы могли бы назвать принципом наибольшего удовольствия. Человек испытывает удовольствие от раздражения соответствующих эрогенных зон, которое он может создать и без помощи полового акта, этим самым генетическая цель либидо обманывается, однако происходит временное удовлетворение оного. Тогда встает вопрос, почему же основной формой сексуального удовлетворения является неизвращенный половой акт. Ответ может крыться в том же принципе наибольшего сексуального удовлетворения. Если принять гипотезу, что при нормальном половом акте человек получает наибольшее удовлетворение, а также приняв то, что .либидо будет прочно фиксироваться на объекте, который доставляет наибольшее удовлетворение, все вроде бы объяснится 2 .

Как показал Фрейд, либидо проявляется у человека начиная с рождения. Первая форма его проявления — это стремление к сосанию, целевой .объект материнская грудь, эрогенная зона — рот. Затем либидозное удовлетворение от выполнения функции кишечника (аутоэротизм, анально-садистская фаза). На следующем этапе примат гениталий в получении либидозного удовлетворения, но сохранение аутоэротизма, затем перенос либидо на объекты внешнего мира и наконец, фиксация либидо на лицах противоположного пола.

Данная эволюция проходит под воздействием внутренних (таких как физиологическое развитие человека), так и внешних причин (воспитание).

Либидо, как и любая другая психическая энергия /может быть использована и не по прямому назначению (продолжение рода) оно может конверсироваться в более высокие формы деятельности, такие как искусство, наука и т.п.

Это может происходить благодаря такому свойству либидо, как текучесть При этом объект на который было первоначально направлено либидо, замещается другим объектом а совершение каких-либо операций над последним приносит либидозное удовлетворение. Так, например, художник, работавший над полотном, переносит либидо на свое творчество.

Не всегда либидозное влечение может реализоваться, в этом случае оно вытесняется в подсознание и остается в нем в виде скрытых напряжений, которые могут служить источниками для возникновения различных психических расстройств.

Примечание.

Первоначально в психике видимо существует лишь влечение к получению удовольствия вообще. В дальнейшем влечение к получению эротического удовольствия выделяется и социализируется (изменяется и регламентируется социумом). Принципиально возможна схема, когда социализации будет подвергаться стремление к получению удовольствия от еды (эта схема хорошо описана у Лема). Поэтому здесь мы обобщим понятие либидо как влечение к получению максимального физиологического удовольствия.

Резюме

1. Либидо — психическая энергия, направленная на получение максимального физиологического удовольствия.

2. Максимальное удовольствие зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов /таких как социальная среда/.

3. Либидо обладает свойством текучести и может быть перенесено на деятельность, отличную от продолжения рода.

4. В некоторых случаях либидо вытесняется в подсознание и остается в нем в виде скрытых напряжений.

2. Мортидо

Еще в самом начале мы выяснили, что организм должен поддерживать свое существование, то есть избегать разрушающих его факторов. Значит должна существовать психоэнергия, отвечающая за сохранение организма от гибели и разрушения.

Данную мотивацию /психоэнергию/ назовем мортидо. По аналогии с либидо рассмотрим механизм воздействия мортидо. Основным сигналом этой психоэнергии является боль или еще более обобщенно — дискомфорт.Вызываемые реакции: агрессия, страх, депрессивное состояние психики.

Все эти реакции побуждают человека к каким-то действиям. Так, страх заставляет человека избегать разрушающих факторов, агрессия — ликвидировать их. Депрессия является сигналом сознанию для смены неверных стереотипов поведения, среды обитания итп.

Либидо — стремление организма получать удовольствие мортидо — избежать неудовольствия. Данные виды психоэнергии назовем физиологическими мотивациями, поскольку они отвечают за выполнение организмом физиологических функций, по крайней мере по конституции, без учета конверсии.

Простейшие примеры действия мортидо: некто А отнял у В вещь С, В разгневавшись /агрессия/ избил А и отобрал назад С, Гражданин Х заметал приближающуюся в нему группу хулиганов и, испугавшись, ретировался /страх/.

Мортидо, как и либидо обладает свойством текучести и может быть конверсировано на цели отличные от функции охраны организма.

Либидо и мортидо образуют диалектическую пару (диаду) мотиваций. В приложении к одному и тому же объекту побуждения будут противоположны, но благодаря разделению установок на внутренние и внешние (интро/экстро версия) взаимодополняют друг друга.

Резюме

1. Мортидо — психоэнергия, отвечающая за сохранение организма от разрушающих его факторов.

2. Базовый принцип действия — избегание неудовольствия.

3. Свойства мортидо /текучесть, конверсия, вытеснение/ те же, что и у либидо

4. Либидо и мортидо — диалектическая пара психоэнергий.

3. Взаимодействие физиологических мотиваций, направленность последних

Как ранее мы выяснили, психическая энергия первоначально направляемая на какой-то объект, в случае отсутствия реализации может быть перенесена на другой объект, более доступный по реализации. Так чиновник некоторого учреждения получая выговор от начальника переносит свою агрессивную реакция на подчиненного. Или человек который не может реализовать свое сексуальное влечение к какому-то объекту противоположного пола /например в случае пребывания его в месте заключения/ реализует его перенесением на объект одного и того же с ним пола поэтому так часты случаи гомосексуализма в тюрьмах.

А что, если возникнет ситуация, когда какая-то психическая энергия вообще не может быть реализована? Этот вопрос мы и постараемся ответить.

Любая психическая энергия может быть направлена как на индивидуума, так и на внешний мир. В зависимости от направления психоэнергии мы говорим об интровертированности /энергия направлена внутрь/ и экстравертированности/ энергия направлена на внешний мир/

Как все это понимать? Человек может воспринимать мир с позиций субъекта, то есть через призму своего Я — интровертированность, или воспринимать мир, в том числе и себя как объекты, абстрагируясь от своего Я. Любая психическая энергия побуждает человека к каким-то действиям, но в случае экстравертированности эти действия направлены на совершение операций с объектами внешнего мира /изменение их ситуаций/, в случае интровертированности -на совершение операций над самим собой /изменение своей ситуации/.

Так, если мы рассмотрим мортидозную мотивацию, она имеет два основных проявления: страх и агрессию, В первом случае мортидо обращено внутрь, оно побуждает человека избежать разрушающих факторов, изменить свою ситуацию /например убежать/. Во втором случае мортидо обращено на внешние объекты, стремится уничтожить их. Аналогичная ситуация и с либидо. Либидо, направленное внутрь — эгоизм, либидо направленное вовне альтруизм, созидание итп.

Возвращаясь к вопросу о невозможности реализации психоэнергии: возможны два пути ее преобразования:

1. Психоэнергия может поменять вертность, то есть изменить внутреннюю/внешнюю направленность.

Примеры:

А)«Крыса, загнанная в угол»

В случае невозможности избежать угрозы бегством от нее, субъект вынужден перейти к агрессии.

Б) «Ионыч»

Невозможность реализации любви на внешних объектах приводит к эгоцентрическому самозамыканию

2. Психоэнергия преобразуется в диалектичную ей форму, то есть либидо в мортидо и наоборот.

Примеры:

А) «От любви до ненависти один шаг»

Долго нереализуемое сексуальное влечение может принести немалые страдания, а значит, наряду с либидо будет проявляться мортидо

Б) «Катарсис»

Сильное негативное переживание может приносить внутреннее удовлетворение.

В) «Крепкая дружба начинается с драки»

Примирение после серьезного конфликта укрепляет отношения

Г) «Ничто так не способствует началу любви двух партнеров, как совместно пережитый страх»

Расшифровка символов:

Проследим теперь процесс трансформации психоэнергий на примере так называемой неразделенной любви. (Либидо одного из партнеров фиксировано на другом, но не находит удовлетворения). Фрустрации могут порождать трансформацию чувств в агрессию (ЭМ) так и к депрессивному состоянию психики, самообвинениям итп (ИМ). Заметим, что первоначально трансформированные психоэнергии (назовем это первичным конверсантом) не связываются в психике внешними объектами и событиями, а потому носят деструктивный характер. Так затяжная депрессия может привести индивидуума к желанию покончить с собой. Суицид можно рассматривать и как акт вызванный ИМ, то есть как бегство от всех окружающих человека проблем, так и как акт агрессии против себя (ЭМ). Автор склонен полагать, что в большинстве случаев буде работать механизм (ИМ), поскольку чаще всего самоубийцы выбирают наиболее безболезненные методы суицида, не разрушающие тело. Агрессия же по отношению к самому себе чаще всего выливается в членовредительство.

Первичный конверсант ЭМ может быть направлен не только на себя, но и на другие объекты, порой даже на самый объект чувств (ревность, озлобленность итп). В виду того, что ЭМ реакции в социуме чаще всего подавляются, первичный конверсант ИМ, т.е затяжная депрессия встречается чаще.

Первичный конверсант ИМ в конечном счете связывается с бывшим объектом любви т.е. преобразуется в конструктивное ИМ (фиксированное на вполне определенных внешних объектах/событиях). Объекта начинают избегать, все воспоминания о не м вытесняются 3 .

Покажем эту трансформацию схематически:

Заметим что в конечном итоге у либидо трансформировалось в мортидо (поменяло знак), а также поменялась вертность.

Подобная трансформация (со сменой и знака и вертности) является наиболее распространенным случаем для всех психоэнергий. Позднее мы более подробно коснемся этого вопроса.

Резюме

1. В случае невозможности реализации психоэнергии она или меняет вертность, или преобразуется в диалектичную ей психоэнергию.

2. Только что преобразованная психоэнергия (первичный конверсант) носит деструктивный характер, так как не связывается бессознательным с конкретными внешними объектами/событиями.

3. Конечным результатом преобразования психоэнергии является, как правило, психоэнергия с другим знаком и вертностью.

Итак, в общих чертах мы окончили описание свойств физиологических мотиваций, если читатель желает поглубже ознакомиться с данными вопросом, мы отсылаем его к психоаналитической .литературе. Теперь приступим к следующему разделу.

Социальные мотивации

Существуют ли врожденные психоэнергии отличные от либидо и мортидо или все мотивации можно свести к последним? Обратимся к истории психоанализа. Первоначально Фрейдом и его последователями постулировалось существование только либидозных /а чуть позже мортидозных/ мотиваций. Однако существующей системы мотиваций оказалось недостаточно для объяснения ряда психических расстройств, поэтому от ортодоксальной фрейдовской школы отпочковывается ряд психологических школ, признающих существование мотиваций, отличных от физиологических. Адлер первый ввел в рассмотрение такую движущую психологическую силу как комплекс неполноценности. Под неполноценностью Адлер подразумевает чувства, сосредотачивающиеся вокруг очевидного физического или психического недостатка. Неполноценность вызывает интенсивное стремление восполнить ее приобретением власти, престижа итп, то есть компенсировать ее. Реакций, в основе которых лежит комплекс неполноценности, усиливают «волю к власти» выражающеюся в сильном «мужском протесте», то есть в попытке доказать превосходство своей мужественности /Э.Берн/ Юнг указывал на существование в человеке так называемой бессознательной нравственности. Его аргументы были такими: сексуальные мотивации есть проявление внутренней структуры психики, для того, чтобы имело место вытеснение либидо недостаточно одних внешних факторов, должны существовать внутренние факторы, некая сдерживающая сила, вытесняющая либидо. В конце концов и Фрейд признал существование нефизиологических мотиваций, которые назвал влечениями «Я». Итак, в классическом психологии существование мотиваций, отличных от мортидозных и либидозных по крайней мере не отрицается. Что касается «классической» советской психологии, базирующейся на марксистской идеологии, то она отрицает существенную роль физиомотиваций, а главенствующую роль отводит социальной психологии, то есть постулируется формирование психики в основном под воздействием социума /Выготский, Рубинштейн, Лурия/

Какие же врожденные мотивации могут проявляться в человеке кроме физиомотиваций? Человек является существом социальным, это означает, что между поведением/установками индивидуума и поведением/установками социума есть значительная корреляция /корреляция не механического, а психологического плана/ Какое же психологическое основание этой корреляции? Мы считаем, что этим базисом является инстинкт подражания. Действительно, данный инстинкт заставляет индивидуума строить свое поведение подобно остальным членам социума, то есть благодаря ему существует вышеназванная корреляция. Раз мы. говорим об инстинкте подражания, как об инстинкте, мы подразумеваем его врожденность, а это и означает, что этот инстинкт является психоэнергией по нашему определению. Следуя терминологической общности назовем эту мотивацию социдо и по аналогии с физиомотивациями охарактеризуем ее.

Социдо

Социдо — психоэнергия, стремящаяся заставить человека действовать так, как действуют остальные члены социума, или, обобщая, строить свою структуру, поведение в соответствии со структурой выбранного целевого объекта. Социдо — это именно та мотивация, с помощью которой осуществляется передача опыта предыдущих поколений последующим, именно на этой мотивация основаны традиции в обществе, его нравственные устои. Социдо — это и есть юнговская бессознательная нравственность, то есть та внутренняя основа, с помощью которой осуществляется передача нравственных устоев общества индивидууму.

Можно показать, что Адлеровский комплекс неполноценности есть также следствие социдо. Неполноценность — понятие, относительное, то есть человек чувствует свою неполноценность относительно других членов социума, то есть чувствует свое отличие от них. Стремление восполнить свою неполноценность — это стремление не отличаться от остальных, то есть комплекс неполноценности — частный случай социдо.

Социдо, как и физиомотивации может быть перенаправлено с объекта на объект, то есть обладает свойством текучести, может вытесняться в бессознательное, образуя скрытые напряжения. Первоначально социдо направлено на родителей, затем с родителя может быть перенесено на учителя, затем на начальника, вождя и т.п. С проявлением к отцу инстинктов социдо связана фрейдовская амбивалентность по отношению к отцу /одновременная ненависть и желание быть таким же, как отец/.

Наиболее сильно социдо проявляется в толпе, где дело доходит до полного обезличивания, инстинкты социдо становятся преобладающими и могут пересилить либидозные и мортидозные. Не случайно толпа теряет страх и каждый член толпы готов презреть даже личную смерть, если это делают и остальные. Благодаря инстинктам социдо толпа превращается как бы в единый организм, который может пожертвовать частью, чтобы осталось жить остальные. Не преувеличивая можно сказать, что социум держится преимущественно на социдо, благодаря этой психоэнергии человек стал общественным существом.

Так же, как и любая другая психоэнергия, социдо может быть направлено вне или внутрь индивидуума. Интровертное социдо заставляет человека подгонять свое поведение под других, экстравертное — заставлять других делать так, как делаешь сам.

То есть экстравертированное социдо это ничто иное, как инстинкт власти.

Интровертное социдо в этом плане проявляется как потребность в подчинении, преданность.

Резюме

1. Кроме физиологических в человеке действуют и другие мотивации, например, социдо.

2. Социдо /инстинкт подражания/ — психоэнергия, обеспечивающая единообразие поведения и установок индивидуумов в социуме.

3. Социдо, так же как и физиомотивации обладает свойством текучести и в случае невозможности реализации может быть вытеснено в подсознание.

4. Социдо — основная связывающая сила в социуме, к социдо сводится преемственность поколений, традиции, нравственность, социальные институты, к социдо же сводится адлеровский комплекс неполноценности и юнговская бессознательная нравственность.

5. Существуют ситуации в которых социдо может стать сильнее физиологических мотиваций.

6. Социдо может быть экстравертированным /власть, обучение/ и интровертированным /преданность, послушание, учеба/.

Ксенидо

Но достаточно ли нам одного социдо для описания всех социальных явлений? Обратимся к опыту физиомотиваций. Наряду с либидо — энергией «любви и созидания», в психике человека присутствует диалектная ей энергия «разрушения» — мортидо. Мы можем предположить обобщая, что в любой жизнеспособной системе на любую сущность должна быть сущность, диалектная ей. Почему это так? Если в системе есть противоречие, то есть и развитие, а только развивающиеся системы жизнеспособны. Статические системы неспособны адекватно приспособиться к постоянно вменяющимся условиям внешнего мира, а, потеряв приспособленность, гибнут. Социум система вполне жизнеспособная /судя по тому, что он существует а течение длительного периода при меняющихся условиях от ледникового периода до наших дней/, а значит наряду с социдо должна существовать мотивация, диалектная ей.

К существованию подобной мотивации можно прийти и другим путем, не уносясь в философские выси диалектики. Рассматривая группу индивидуумов, объединенных инстинктами социдо, мы подойдем вплотную к проблеме инициативы. Если каждый делает так, как делают все, то группа будет крайне инерционна, при изменившейся ситуации это промедление будет пагубным, кто-то дожен сделать первый шаг, чтобы сдвинуть вся группу в новое, более адекватное ситуации положение. Какая мотивация двинет его на этот шаг? Как мы выяснили, эта мотивация должна быть диалектна социдо, а это значит, что основной ее задачей является увеличение разницы в положении различных индивидуумов в социуме. Эту нашу гипотетическую мотивацию назовем ксенидо. Судя по всему, именно на этой мотивации основан прогресс в социуме, любое движение в нем. Личности с сильными ксенидными мотивациями выступают застрельщиками всего нового в обществе, пассионариями, если следовать терминологии Гумилева. За стремление человека к свободе отвечает все то же ксенидо.

В толпе, объединенной социдо, должен существовать хоть один человек с сильной ксенидной мотивацией, он-то и становится вождем, управляющим движением толпы. Толпа требует себе вождя, без него она слепа и бессильна. Правда, не всегда человек с сильной ксенидной мотивацией становится вождем, чаще он становится жертвой толпы, разъяренной отклонениями от среднего в поведении индивидууме. Для того, что бы более точно решить задачу «вождь — толпа» необходимо учесть мотивационную структуру всех индивидуумов, но об этом позже.

Ксенидо определяет или стремится установить уникальность положения индивиддума в социуме и мире, определяет социальные роли в социуме, является движущей силой реформ и прочих социальных изменений.

Ксенидо может быть интровертным и экстровертным. Интровертное ксенидо (ИК) заставляет человека действовать так, чтобы отличаться от всех; идентифицирует личность в мире, экстровертное (ЭК) — заставить других отличаться от себя, идентифицирует объекты. Как можно догадаться, экстровертная и интровертная психоэнергия комплиментарны /они усиливают друг друга, при взаимодействии индивидуумов с соответствующими установками/.

Стремление человека к самосовершенствованию также можно отнести к проявлению ИК, к ней же относится карьеризм, наконец, национализм и ксенофобия (если быть точным, то ксенофобия это ИК с добавлением мортидо) К ЭК можно отнести любопытство, страсть к перемене мест, реформаторство, инноватику, определение социальных ролей итп.

Ксенидо и социдо образуют класс социальных мотиваций.

Покажем совместную работу социальных мотиваций в процессе образования консорции/идентичности на примере Стендфордского эксперимента.

Единую группу случайным образом разделяют на две: тюремщики и заключенные. Поведение, человека идентифицированного с одной из групп начинает определятся двумя мотивами ИС (подражание по отношению к членам «своей» группы) и ИК (осознание своего отличия по отношению к членам «чужой» группы. Противоположность мотивов разрешается разделением их внутрь и вне «своей» группы. В результате поведение групп через какое-то время начинает сильно различаться, а поведение внутри групп унифицируется. Покажем это схематически:

Заметим, что процесс образования консорции/идентичности может быть инициализирован как с помощью ИС, то есть первоначально образуется групповая общность (по Переслегину идентичность в себе), так и с помощью ИК первоначально происходит идентификация индивидуума (осознание своего отличия), по Переслегину идентичность для себя. Однако процесс будет происходить максимально быстро, когда в него будут вовлечены оба мотива. Отметим что способ задействования двух противоположных мотиваций, разделением их направленности очень часто используется в группе.

Резюме

1. Наряду с социдо должна существовать диалектически противоположная ей мотивация — ксенидо.

2. Ксенидо увеличивает разницу в положении между индивидуумами в социуме, определяет или стремиться установить уникальное положение индивидуума.

3. Ксенидо — основная движущая сила в социуме, на этой мотивации основан социальный прогресс.

4. Так же как и все рассмотренные нами мотивации ксенидо может быть интровертированным и экстровертированным.

5. Мотивации разной вертности комплиментарны (усиливают друг друга при взаимодествии их носителей)

6. В процессе образования консорции/идентичности принимают участие диалектически противоположные мотивации (ИС и ИК), разделенные направленностью внутрь и вне группы.

Преобразование психоэнергий

По аналогии с взаимодействием либидо и мортидо рассмотрим взаимодействие социдо и ксенидо., Итак, в случае невозможности реализации психоэнергия или меняет вертность или переходит в психоэнергию диалектную ей.

Преобразование психоэнергий, так же как и в случае с физиологическими мотивация ми происходит в два этапа. На первом происходит образование нефиксированного на объектах деструктивного первичного конверсанта, на втором фиксация преобразованной психоэнергии на объектах.

1. Комплекс Наполеона: переживания из-за телесного недостатка (маленький рост) гиперкомпенсируются стремлением к власти.

2. Комплекс карьериста: стремление к власти толкает человека к саморазвитию

3. Учительство: Человек достигший пределов саморазвития занимается обучением своих последователей.

Возможны ли преобразования психоэнергии из одного класса в другой, т.е из пары физиологических мотиваций в социальные или наоборот?

1.Попробуем проанализировать в этом аспекте феномен физической привлекательности (красоты Ж)). Эта характеристика безусловно оказывает влияние на фиксацию либидо на объекте, но на формирование стереотипа красоты явно оказываю влияние не только внутренние физиологические, но и социальные факторы. (Мода, месторасположение и т.д.).

2.Далее: фиксация либидо происходит быстрее и крепче, если существует конкуренция на обладания объектом влечения (чувство ревности усиливает привязку к объекту).

3.Объект влечения становится еще более привлекателен, если на влечение к нему наложен социальный запрет (запретный плод).

4.Как показал Фрейд, энергия либидо может быть конверсирована обществом на социальные нужды, благодаря системе сексуальных и прочих либидозных запретов.

Все это позволяет сделать вывод что существуют каналы преобразования социальных мотиваций в физиологические и наоборот. Назовем преобразование психоэнергии одного типа в другой сублимацией.

Сублимация происходит гораздо более медленно чем преобразование психоэнергии внутри одного типа (например, социдо в либидо преобразуется медленнее чем социдо в ксенидо) и существенно меньшая часть первоначальной психоэнергии может быть сублимировано.

Резюме

1. Преобразование социальных психоэнергий происходит аналогично преобразованию физиологических.

2. Возможны преобразования психоэнергий из одного типа в другой (сублимация)

3. Сублимация происходит медленнее обычной конверсии, при этом сублимируется меньшая часть первоначальной психоэнергии.

Принцип доминантности, мотивационные спектры.

Итак, внешним раздражителем (объектом) могут быть вызваны 8 типов внутренних реакций (в скобках примеры):

1. Экстровертированная либидная (любовь) — стремление доставить удовольствие объектам (в том числе себе как объекту), путем манипуляции с объектами.

2. Экстровертированная мортидная (агрессия) — стремление к нанесению вреда объектам (или других манипуляций способствующих избеганию неудовольствия).

3. Интровертированная либидная (эгоизм) — стремление к максимальному удовольствию субъекта, путем манипуляций над субъектом.

4. Интровертированная мортидная (страх, депрессия) — стремление избежать неудовольствия субъекта путем манипуляций над субъектом.

5. Экстровертированная социдная (желание властвовать, владеть) — стремление к поиску/установлению корреляций (сходства) между объектами (в том числе собой как объектом).

6. Экстровертированная ксенидная (любопытство) — стремление к поиску/установлению антикорреляций (различий) между объектами (в том числе собой как объектом).

7. Интровертированная социдная (подчинение) — стремление к поиску/установлению корреляций между субъектом и объектами внешнего мира

8. Интровертированная ксенидная (идентифицировать себя) — стремление к поиску/установлению антикорреляций между субъектом и объектами внешнего мира

Возможно ли одновременное существование в психике всех восьми реакций?

Примем за основу наших размышлений утверждение, что в психике должны существовать механизмы, страхующие ее от ситуаций неопределенности мотивов (то есть когда разные мотивы побуждают личности совершать действия несовместимые между собой). Этот механизм называется принципом доминантности влечения или просто принципом доминантности. Исходя из этого принципа:

1. В психике должны существовать запреты на одновременное сознательное проявление по отношению к раздражителю диалектически противоположных психоэнергий одинаковых вертностей: одна из них должна вытесняться в бессознательное. (К примеру при одновременном проявлении агрессии и любви может возникнуть мотивационная неопределенность причинение вреда/доставление удовольствия объекту, поэтому один из мотивов должен быть вытеснен)

2. Должны существовать запреты на одновременное сознательное проявление психоэнергий одного вида, но разных вертностей. (К примеру одновременное проявление агрессии и страха может рождать мотивационную неопределенность разрушить объект/ удалиться от объекта.

3. Во избежание мотивационной неопределенности проявление мотиваций по отношению к раздражителю должно идти в некотором порядке приоритетов.

Первые два пункта делают возможным одновременное сознательное проявление лишь четырех из восьми реакций, вот они:

  1. ИС, ЭК, ИМ, ЭЛ
  2. ЭС, ИК, ИМ, ЭЛ
  3. ИС, ЭК, ИЛ, ЭМ
  4. ЭС, ИК, ИЛ, ЭМ

Осталось определить приоритеты. Согласно Юнгу, человек, как правило, имеет предпочтительные экстравертированное/интровертированное воприятие мира (субъект — объектная неопределенность), это дает нам 1-е правило приоритета — приоритет эктравертированных или интровертированных психоэнергий. Введем второе правило — приоритет физиологических или социальных мотиваций. Остается выяснить какая из психоэнергий будет иметь более высокий приоритет — приоритетная Э/И + младшая Ф/С (1) или приоритетная Ф/С + младшая Э/И (2). Автор полагает, что психоэнергии низших приоритетов создаются преимущественно путем преобразования мотивации высшего приоритета, а из этого следует, что более правильным будет вариант (2), поскольку, как мы отмечали, скорость конверсии существенно выше, чем скорость сублимации.

Итак, мотивационные спектры получаются выстраиванием разрешенных наборов психоэнергий в следующем порядке приоритета:

Всего мы получаем 16 вариантов мотивационных спектров. Вот они

Описания мотивационных спектров сейчас в процессе разработки. Названия достаточно условны, так как мотивационный спектр это скорее бессознательный уровень психики, во что он может трансформироваться на сознательном уровне предсказать сложно. Так 13-м спектром может обладать как маньяк — социопат, так и вполне легальный офицер воюющей армии. О механизмах сознательной трансформации психоэнергий будет сказано позднее. Вопрос о стабильности проявления одного и того же спектра в человеке открыт.

Комплиментарность, пассивация

Экстровертная и интровертная психоэнергия одного и того же вида комплиментарны /например, интровертное н экстровертное мортидо/. Под комплиментарностью мы имеем ввиду усиление действия друг друга. (Агрессия одного индивидуума может вызвать страх другого, страх провоцирует агрессию, желание человека подчиняться, вызывает стремление другого властвовать итд) Так, каждому типу МС соответствует тип, полностью ему комплиментарный. К примеру 1-му спектру полностью комплиментарен 8-й итд.

Психоэнергия и диалектная ей психоэнергия другой вертности, напротив, гасят действия друг друга, они пассивируют друг друга. Так каждому типу МС будет соответствовать полностью пассиваторный ему тип, 1-й спектр пассивируется 3-м, 8-й — 6-м итд.

Насколько комплиментарность является благом, а пассивация злом? В некоторых случаях пассивация МС может быть полезна, например, для прерывания деструктивных игр вроде берновской «Дай мне пинка» (ИМ — ЭМ комплиментарные роли).

Колебания психоэнергий, циклы с усилением, психозы. (в порядке рабочей гипотезы)

Как уже отмечалось выше, основной канал конверсии это преобразование психоэнергии в диалектически противоположную со сменой вертности (ЭМ->ИЛ, ИС->ЭК итд) Преобразованная психоэнергия, в свою очередь может конверсироваться обратно в изначальную. (В случае блокады реализации). Образуется энергетический цикл. К примеру ЭМ->ИЛ->ЭМ. В нормальном случае на каждом этапе преобразования энергия диссипирует, то есть общая величина энергии уменьшается. Однако иногда на каждом этапе цикла происходит усиление общей величины пэ. Автор предполагает, что энергетические циклы с усилением являются причиной многих психозов. При каждом преобразовании образуется первичный конверсант, который не успевает фиксироваться на нужных объектах и носит деструктивный характер.

Так цикл ЭЛ->ИМ->ЭЛ, возможно, порождает маниакально депрессивный психоз (колебание маниакального (ЭЛ) и депрессивного (ИМ) состояний ). Цикл ЭК->ИС->ЭК дает паранойяльный психоз (ИС — установление произвольных иллюзорных связей, ЭК — преувеличение значимости отличий объектов и событий). Цикл ЭС->ИК->ЭС — шизофрения (ИК — мания величия, ЭС — экспансия своего Я на окружающих ). И наконец цикл ЭМ->ИЛ->ЭМ должен порождать то, что автор назвал бы маниакально-садистическим психозом (ЭМ — агрессия, ИЛ — получение сексуального удовлетворения (от страданий жертвы) ). Этот психоз не значится в психиатрических учебниках, и люди, страдающие им, сидят не в лечебницах, а в тюрьмах, или уничтожаются обществом.

Элементарная мотивационная структура социума.

Мотивационные спектры это довольно глубокий бессознательный уровень психики. Какие формы примет этот мотивационный базис в сознании и на каких объектах пэ будет фиксирована завит от многих факторов и, прежде всего, от общества, в котором проживает и воспитывается индивидуум. Социум трансформирует и перенаправляет мотивации для своих целей. Наиболее простой и важный вид социальной переработки ПЭ — направление их внутрь или вне социума. ПЭ , направленная внутрь или вне социума и имеющая соответствующее сознательное представление создает соответствующую социальную мотивационную функцию СМФ .

1.Так, ИС, как видно из примера с образованием консорции, имеет преимущественное направление внутрь социума, координирует действия членов социума, создает чувство сопричастия между ними, подчиняет волю индивидуумов общесоциальным интересам. Эту функцию назовем консорционной СМФ.

2. ИК — идентифицирует социум в остальном мире, преимущественная направленность — вне социума. Национализм, патриотизм — это ничто иное, как трансформированные социумом формы ИК. Назовем эту функцию идентификационной СМФ.

3. ЭС — направлена вне социума, экспансивная СМФ.

4. ЭК — направлена внутрь социума — исследовательско-реформаторская СМФ.

5. ЭМ — направлена вне социума, агрессивно-защитная СМФ

6. ИМ — внутрь социума — пенициарно-воспитательная СМФ (перед социумом индивидуум должен испытывать страх, а не агрессию).

7. ЭЛ — направлена внутрь социума — позитивная СМФ («люди, возлюбите друг друга»)

8. ИЛ — направлена вне социума — эгоистическая СМФ (социальный эгоизм, стремление выкачать из внешнего мира все ради «своих»)

Социум, в котором должным образом работают все восемь функций, является очень устойчивым. В случае если одна из функций перестает работать, социум подвергается опасности гибели. Так, в случае нарушения работы (2), социум растворяется среди других социумов, в случае (5) подвергается опасности физического уничтожения итд.

Однако очень редко бывает так, что все восемь функций одинаково развиты в социуме. В силу чего это происходит? Автор предполагает, что причина дисбаланса в тех механизмах комплиментарности и пассивации, о которых мы писали выше. Интенсивность проявления того или иного МС будет возрастающей функцией от числа контактов с лицами, имеющими комплиментарный МС и убывающей от числа контактов с лицами, имеющими пассивирующий МС. Понятно, что при прочих равных условиях равновесие в такой системе невозможно, что приводит к тому что равновесие в социуме будет склоняться к той или иной комлиментарной паре мотиваций. Тем самым мы получаем четыре типа акцентуаций в обществе.

1. Социдно-мортидная. Равновесие в социуме смещено в сторону социдных (ЭС и ИС функций) и мортидных (ЭМ и ИМ). По-видимому, такой акцентуацией обладают агрессивные империи на ранней стадии развития. Пример: имерия Чингиз-Хана

2. Социдно-либидная. Такой акцентуацией обладают экпансионисткие культуры вроде греческой, финикийской. Важным каналом экспансии служит внешняя торговля, колонизация.

3. Кенидно-либидные. Акцентуация изоляционистких гедонистических культур вроде средневекового Китая.

4. Ксенидно-мортидные — акцентуация присущая этносам в период их национально-освободительной борьбы.

Переходы социума от одной акцентуации к другой, происходят, вероятно, скачком при серьезном изменении внешних условий.

В процессе становления империя распространена следующая цепочка:

КМ->СМ->СЛ ->КЛ

Сноски

1 . На определенных уровнях развития у разума должны появляться собственные задачи, отличные от задач организма-носителя разума, но задачи организма /большая их часть/ будут включены в задачи разума. [ Назад ]

2 . Тут есть одно противоречие. Пусть существует некий объект, который доставляет максимальное удовлетворение и максимальное возбуждение, что связанно, и как-то осуществлена генетическая передача описания этого объекта. Рассмотрим, какой объект действует наиболее возбуждающе на среднего человека. Та мера с котором объект вызывает возбуждение назовем красотой. В настоящее время критерии красоты для женщины будут такие: обычно неполная, высокая, блондинка, большой бюст, часто мальчишеское лицо.

Теперь рассмотрим критерии красоты во. времена Рубенса, все качества /за исключением большого бюста/ поменялись. Для времен средневековья даже требования к бюсту меняются. Значит, качества объекта, доставляющего максимальное удовольствие /сексуальное/ меняются во времени, проведя соответствующий анализ для различных стран, мы можем сказать, что и в пространстве. Причем, сделав наблюдение, что критерии красоты определяется даже не столько национальностью, сколько местом проживания/воспитания мы придем к выводу, что сексуальное влечение определяется не только генетикой, но и социальными факторами.

Это наблюдение нам пригодится в дальнейшем. [ Назад ]

3 . Многие психотерапевтические методики, включая классический психоанализ, гештальт-терапию фиксируют вытесненный в бессознательное первичный конверсант на некоторых объектах/событиях, ликвидируя основу невротических состояний. [ Назад ]

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов