На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройка цвета)


Валерий Медведев

Инновации и волны прошлого

Что мы знаем о Будущем? Во-первых, оно существует. Во-вторых, оно существует объективно, то есть вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. На нашу долю остается лишь выбор одной из возможных альтернатив (впрочем, и этого более чем достаточно).

Будущее — это система. В этой системе есть отдельные элементы — различные альтернативы развития событий, и связи-противоречия между ними — то что С.Б.Переслегин называет Тенью или подсознанием текущей реальности. Альтернативные реальности оставляют следы в нашей, хотя бы в виде литературных произведений и всего такого прочего.

Прошлое — тоже система со своей структурой, элементами которой являются наши представления о прошедших событиях, а уж противоречий между ними (нашими представлениями то есть) — ну, просто пруд пруди…

Эти подсистемы единой Реальности находятся во взаимодействии. Как известно, структура наиболее связной системы индуцируется в менее связную. Практика показывает, что для евроатлантической цивилизации Будущее более связно — иначе откуда берутся инновации?

Между взаимодействующими подсистемами находится фазовый переход — Настоящее. В нем мы и барахтаемся. Для систем установлено, что:

1. «В соответствии с принципом соционической неопределенности белая интуиция и белая сенсорика системы не могут быть определены одновременно (синхронизированы). „Погрешность синхронизации“ приводит к тому, что объект „расплывается во времени“: в нем физически одновременно и одноместно существуют структуры, относящиеся к различным белоинтуитивным временам. Данные структуры отрицают друг друга, причем автомодальная цепочка разрешает противоречие именно во времени. Энтропия системы возрастает, возникает „пульсация времени“: система „теряет настоящее“, колеблясь от прошлого к будущему в пределах интервала Dt, определяемого погрешностью синхронизации.

Привнесение в систему структурных факторов, заведомо относящихся к иному времени, увеличивает ошибку синхронизации и, следовательно, интенсивность деструктивных автоколебаний. Если Dt достигает характерных времен существования системы, „волна прошлого“ может разрушить объект» (С.Б.Переслегин, «К определению экономической эффективности инноваций»).

2. «Третья теорема о структурном кризисе гласит, что адекватной формой его решения может быть только инновация — (С.Б.Переслегин, «Основные понятия „аналитической стратегии“»)

 

Теперь делаем не слишком логичный (но занятный) финт ушами — ставим все с ног на голову. А именно предположим, что в отдельных случаях «волна прошлого» может возникать до появления самой инновации «в виде функционирующего девайса».

Примеры? С этим сложнее… ну, допустим, Вторая мировая война есть реакция на разработку ядерного оружия, а может быть и на весь технологический рывок 60-х (кибернетика, выход в космос и т.д.)? Не знаю, я все же не историк.

Есть, правда, один хороший литературный пример — роман «Между планет», Роберт А. Хайнлайн (когда я услышал впервые в песне «Рожденный в СССР» Юры Шевчука слова: «Вчера ты был хозяин Империи, а теперь — сирота…», то сразу вспомнил Дона Харви).

В романе (все наверное читали, но вдруг — нет) описывается война между Земной Федерацией (ЗФ) и Республикой Венера (РВ). Жители Венеры — колонисты с Земли («пожиратели тумана») и местное рептильное население, так называемые «драконы». Основой венерианской экономики является торий, который добывается различными АО с, очевидно, смешанным капиталом под контролем ЗФ. Кроме того, Венера — это сырьевая база фармакологической промышленности. Ну и еще с Венеры вывозят «деликатесы».

Последовательность событий в романе:

  1. Венерианский кризис — колония добивается независимости, мобилизация на Земле.
  2. Революция на Венере.
  3. Захват и уничтожение станции Терра-Орбитальная республиканской венерианской гвардией.
  4. Мобилизация на Венере.
  5. Контроперация сил ЗФ. Уничтожение венерианского флота. Десант войск ЗФ на Нью-Лондон, Куи-куи и Боконон.
  6. Партизанская война.

Главный герой (20-ти с небольшим лет) Дон Харви, учившийся в школе на Земле, должен отправиться к родителям на Марс. Кроме того он должен отвести туда некоторое сообщение. В силу ряда обстоятельств он попадает на Венеру, где полным ходом идет революционное строительство и все такое прочее, потом — десант войск ЗФ, его ищет служба безопасности ЗФ, находит, он бежит и попадает к партизанам, где довольно неплохо служит — то есть ходит в рейды и возвращается.

Живым

Через некоторое время выясняется, что сообщение (записанное на проволоке, спрятанной в пластиковом сувенирном кольце) необходимо для разработки принципиально нового космического двигателя…

У Хайнлайна война начинается до того, как был создан двигатель (импеллер Хорста-Конрада), но разработки его велись еще до венерианского кризиса. Появлением этой железяки война, похоже, и заканчивается — венерианская гвардия летит на Марс, в пространстве которого впервые происходит боевое применение оружия, созданного на Венере.

Интересно, что в романе основой для этих разработок служат археологические находки, относящиеся ко временам так называемой «Первой Империи», временам, когда вся Солнечная система имела единое политическое устройство. Тем более интересно, что Первая Империя, похоже, не вышла к звездам. Существующая же в романен земная цивилизация отделалась колониальным кризисом и — уцелела!

Итоги подведем:

1. Для евроатлантической цивилизации инновации и кризисы — неизбежны, как трение в механике.

2. Неприменение инноваций увеличивает социальную энтропию, что является преступлением.

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов

Rambler's Top100 Service Наш Питер. Рейтинг сайтов.