На главную страницу

К рубрикатору «Письма наших читателей»

Сменить цвет

Выход (FAQ и настройка цвета)


Archmag

Лестница в небо

Your head is humming and it won't go because you don't know The piper's calling you to join him Dear lady can't you hear the wind blow and did you know Your stairway lies on the whispering wind

19 век подарил миру многое: великие научные открытия, технические изобретения, классическую европейскую литературу и философию. Но главным, пожалуй, вкладом открытий того времени в картину мира современного человека является представление об эволюции, как о совокупности закономерно сменяющих друг друга фаз развития объекта, каждая из которых делает его совершеннее (по какому-то определенному в конкретной реализации эволюционной теории (ЭТ) параметру).

Идея эволюции нашла свое выражение в трудах Ч. Дарвина, разработавшего ЭТ происхождения видов. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали концепцию сменяющих друг друга общественных формаций, то есть ЭТ общественных систем. Концепция научно-технического прогресса, по существу, также является ЭТ. Именно она, доведенная до сознания ЛПР, сделала возможным то, что в 20 веке получило название научно-технической революции — быстрое совершенствование технических систем и многократное моральное устаревание их на протяжении одной человеческой жизни. Неудовлетворительные ответы, предлагаемые мировыми религиями как объяснение ЭТ-й, а, зачастую, и полное их отрицание, отвратило (на время) лучшие умы человечества от религий. Бога стали искать в науке, именно наука была призвана решить все проблемы человечества и обеспечить его сверхзадачей. Однако, к концу 20 века стало ясно, что и научная парадигма не могла уже удовлетворять скорости эволюционного развития. Наибольшим разочарованием стало постепенное сворачивание космической программы, так хорошо вписывавшейся в обозначенный 19-м веком вектор развития. Мечтам Жюля Верна, предвосхитившего научные открытия 20 века так и не суждено было сбыться. Звезды все так же далеки от нас как и тогда, даже стали еще дальше…

Значит ли это, что эволюционная парадигма исчерпала свои возможности развития и должна быть полностью пересмотрена? Не обязательно. Ведь один из факторов нашего существования длительное время оставался вне рассмотрения ЭТ — человеческая психика, внутренний мир человека. Действительно, по представлению подавляющего большинства психологов, психика современного человека мало чем отличается от психики жителя древнегреческого полиса. (Очень характерны в этом смысле психоаналитические названия комплексов – Эдипов, Электры итп.) Не исключено, что новый виток эволюции человечества должен и будет обусловлен именно принципиальными изменениями в психике субъектов.

Наиболее серьезная и систематизированная попытка создания ЭТ психики была предпринята Уилсоном и Лири, создавшими 8- контурную модель психики см. «Историю Эволюции».

Однако, эта модель имеет ряд существенных недостатков:

  1. Нет оснований полноты модели (почему контуров 8, а не 9? Почему, скажем, нельзя ввести еще один контур между 2-м и 3-м?)
  2. Нет оснований вводимой иерархии. (Почему 4-й контур выше чем 3-его? В том виде, что описан у Лири 4-й контур можно встретить и у стайных животных, язык же (3-й контур) для них недоступен)
  3. Автор предполагает однозначность и детерминированность эволюции (запрограммированной в ДНК первоначальной клетки), что выглядит неочевидным и отметает глобальные случайные факторы. Кроме того, подобная концепция противоречит принципу свободы воли.
  4. Отсутствует какая бы то ни было динамика. Как импринтируются контуры, как они взаимодействуют на психику субъекта итп
  5. Не существует статистических или экспериментальных данных в подтверждение модели
  6. Большинство доводов в пользу модели могут быть сформулированы лишь после того, как модель уже принята, а это вариант информационной черной дыры – Кольца.
  7. Есть серьезные сомнения и в добросовестности автора, использующего грубое НЛП для мотивационной привязки к своей системе, скорее всего использующего сознательно, например, Тимоти Лири писал:
  8. В эти игры, в данном случае, играть просто невозможно, поскольку речь идет не столько о тексте, содержащем некоторое количество информации, сколько о тесте на личную силу и на готовность к дальнейшей эволюции.

  9. Обращение Лири к смежным дисциплинам носит откровенно спекулятивный характер (чего стоит, хотя бы сопоставление контуров с группами таблицы Менделеева).

Несмотря на все свои недостатки, модель получила быстрое распространение, поскольку давала хоть какие-то ответы на вопросы, которые традиционная наука и психология не могли дать. (В ряде случаев, ответы принципиально н емогли быть получены, поскольку научная парадигма исходит из представлений объекте как независимой от субъекта сущности, информационное представление которой одинаково для всех субъектов. Ряд процессов, к примеру рождение и смерть, принципиально не отчуждаемы от субъекта) Кроме того, научная парадигма сама базируется на определенных принципах мышления, изменение которых ЭТ психики как раз и пыталась описать.

В свой реннесанс вступили старые религиозные доктрины, в которых, хотя бы, было обозначено наличие более высоких уровней сознания: преображение в христианстве, нирвана в буддизме, просветление в даосизме итд. Бурный рост начался в иерархических эзотерических школах – информационных кольцах, обещающих достижение человеком новых уровней восприятия. «Природа беременна сверхчеловеком» – как сказали бы авангардисты 20-х годов. Пока, мы видим лишь желание, но уже само это желание представляет собой реальную силу, которая может быть использована для развития, движения вперед. К сожалению, эта сила используется, зачастую, для решения задач, не имеющих ничего общего с эволюцией сознания, примером тому служат многочисленные тоталитарные секты, в которые, как правило, вырождаются иерархические кольца.

Посему, цель настоящей статьи описание/создание ЭТ психики, максимально совместимой по терминологии и структуре с существующими доктринами, (чтобы быть понятной читателю) в то же время, не сужая пространство выбора субъекта. Лучше всего, воспринимать этот материал как один из возможных путей. Если читатель видит свой – значит текст понят им адекватно.

За основу ЭТ автор взял модель, разработанную З. Фрейдом и применявшуюся им в психоаналитической теории. Напомню, согласно этой модели, психика индивида разделена на три слоя: эго (я-сознание), супеэго (цензура) и id (бессознательное). Модель эта предполагалась статичной, то есть не рассматривалась ее фило- и онтогенетическая динамика. Позже Э. Берн ввел в рассмотрение эго-состояния – «взрослый»», «родитель», «ребенок», однако, динамика этих состояний все же осталась за рамками теории.

Итак, согласно эволюционной модели сознания (ЭМС) психика человека разделена сверху вниз на четыре фазы:

  1. Сверхсознание
  2. Сознание
  3. Предсознание
  4. Бессознательное

Каждая фаза, в свою очередь, расщеплена на два контура (верхний и нижний). Граница между фазами проходит более четко, поскольку в новой фазе появляются способности, не существующие в предыдущих. Внутри фазы различие между верхним и нижним контуром менее четко выражено, поскольку на верхнем контуре происходит систематизация (т.е. установление in и out структуры) сущностей, появившихся на нижнем.

Постулат : В психике могут одновременно взаимодействовать все контуры. В фрейдовском психоанализе обычно рассматривается взаимодействие фазы сознания и нижних контуров, в данной модели мы рассматриваем также взаимодествие с верхними. Кроме того точка отсчета не фиксируется на «рацио».

Определение : под активированным контуром понимается контур психики, на котором в настоящий момент находится свобода воли личности. Контуры, находящиеся ниже активированного, являются подсознательными по отношению к активированному. Это классическое Фрейдовское бессознательное, характеризуются рутинностью, автоматичностью действий.

Контуры, находящиеся выше являются надсознательными – их действие относительно активированного контура носит характер непостижимых императивов, откровений.

I Фаза. Бессознательное.

Это базовый уровень психики, управляющий человеческим организмом, как биологической единицей. Уровень включает в себя базовые жизненные функции. Бессознательное можно разделить на два контура.

  1. Контур врожденных паттернов поведения. Сюда входят психические энергии (см. теорию мотиваций), инстинкты, безусловные рефлексы (по Павлову).
  2. Контур приобретенных паттернов поведения включает в себя вытесненный личный опыт, условные рефлексы.

Эти контуры неплохо описаны в бехевериастических школах психологии, для подробного ознакомления отсылаю читателя к ним.

II. Фаза, Предсознание.

Этот уровень управляет поведением человека, как социальной единицы. Здесь инсталлируются социальные протоколы взаимодействия (эгрегоры). Контуры:

  1. Контур суперэго (С). Это и классическое Фрейдовское суперэго, т.е. совокупность запретов (табу), и система общих для социума символов (в том числе языка), и поведенческих паттернов. Сюда же входят архетипы коллективного бессознательного, описанные Юнгом. Конфликт 3-его контура и бессознательного (I фаза) вызывает невротические состояния (комплексы).
  2. Контур консорций/идентичностей (КИ). На этом уровне происходит идентификация человека с социумом, осознание своей общности с ним. (См. Теорию консорций). 3-й контур задает рамки поведения человека, как социальной единицы, 4-й же управляет этим поведением.

III Фаза. Сознание

В этой фазе происходит становление человека, как носителя разума. На уровне сознания человек получает возможность мыслить абстрактными (не привязанными к конкретной ситуации) категориями.

  1. Контур мышления. При активировании этого контура происходит поиск, переработка и производство информации. Да и собственно сама информация, как отчуждаемый от субъекта результат мыследеятельности, появляется с инсталляцией 5-го контура. Существует две разновидности мышления, связанные с разделением функций полушарий мозга: статическое (например, логические функции) и динамическое (образы, динамические модели).
  2. Контур рефлексии (Р). На определенном уровне развития мышления (5), человек получает возможность систематизировать целые пласты поступающей информации с точки зрения определенных внутренних моделей (в дальнейшем, мы будем пользоваться термином рефлексивная модель (РМ)), в том числе, оценивать свое мышление и свое поведение. Это уровень интерпретации реальности, воспринимаемой как совокупность информации (см. выше). На 6-м же контуре формируются Кольца – РМ, без границы применения (т.е. стремящиеся интерпретировать всю поступающую к индивидууму информацию). В целом, любая РМ может стать Кольцом и неизбежно станет им при отсутствии влияния верхних, трансцедентных контуров или наличия множества других РМ. Основным противоречием 6-го контура является противоречие субъект – объект. Субъектные РМ так или иначе завязаны на интерпретатора (например, параноидальные РМ), объектные же пытаются сделать модель независимой от него (например, наука).

IV Фаза. Сверхсознание.

В этой фазе развития, личность становится со-творцом окружающей реальности. Понятно, что описать эту фазу с точки зрения РМ, лежащей в 6-м контуре невозможно. Можно лишь обозначить ее существование и выявить ее проекции и воздействие на рефлексируемую действительность.

Контуры:

  1. 7. Контур осознания трансцеденций (T). На этом уровне личность начинает осознавать трансцеденции и манипулировать ими. Что есть трансцеденция? Наиболее подходящяя проекция этого явления на логическую РМ – аксиома, неопределяемое понятие. (К примеру, свобода воли, использовавшаяся для определения активированного контура – понятие вытекающее из трансцеденции). Однако, трансцеденция это даже не понятие, это активный воспринимаемый паттерн, формирующий и изменяющий КМ личности и/или окружающую действительность. Здесь, личность получает возможность изменять заложенные в психике метапрограммы и создавать новые.

Отметим, что восприятие трансцеденций существовало и ранее, но носило надсознательный характер – т.е. откровений, посланных свыше. Вот один из примеров трансцедентного восприятия К.Г. Юнг «Архетипы коллективного бессознательного» :

Лучше всего, проиллюстрировать это на примере одного швейцарского мистика и затворника, недавно канонизированного брата Николая из Флюэ. важнейшим переживанием которого было так называемое видение троичности. Оно настолько занимало его, что было изображено им либо, по его просьбе, другими на стене кельи. В приходской церкви Заксельна сохранилось изображение видения, созданное тогдашним художником. Это разделенная на шесть частей мандала, в центре которой находится коронованный нерукотворый образ. Нам известно, что брат Николай пытался исследовать сущность своего видения с помощью иллюстрированной книжки какого-то немецкого мистика и неустанно трудился над тем, чтобы придать своему первопереживанию удобопонимаемую форму. На протяжении многих лет он занимался именно тем, что я называю «переработкой символа». На размышления брата Николая о сущности видения повлияли мистические диаграммы его духовных руководителей. Поэтому он пришел к выводу, что он, должно быть, увидел саму святую Троицу. Simmum bonunum, саму вечную любовь. Такому истолкованию соответствует и вышеуказанное изображение в Заксельне.

Первопереживание, однако, было совсем иным. Он был настолько «восхищен», что сам вид его стал страшен окружающим, изменилось его лицо, да так, что от него стали отшатываться!, его стали бояться. Увиденное им обладало невероятной интенсивностью. Об этом пишет Вёлрлин: «Все приходившие к нему с первого взгляда преисполнялись жуткого страха. О причине этого страха он сам говорил что видел и пронизывающий свет, представленный человеческим лицом. Видение было столь устрашающим, что он боялся, как бы сердце не разорвалось на мельчайшие части. Поэтому-то у него, оглушенного ужасом и поверженного на землю, изменился и собственный вид, и стал он для других страшен».

Были все основания для установления связи между этим видением и апокалиптическим образом Христа (Апок.,1, 13), который по своей жуткой необычности превзойден лишь чудовищным семиглазым агнцем с семью рогами (Апок., 6). Трудно понять совпадение этой фигуры с евангельским Христом. Видение брата Николая же в его время стало истолковываться особым образом. В 1508 г. тенист Карл Бовиллус писал своему другу: «Я хотел бы исправить тот лик, который привиделся ему на небе в звездную ночь, когда он предавался молитве и созерцанию. А именно, человеческий лик с устрашающим взглядом, полным гнева и угрозы» и т.д. Это истолкование вполне соответствует современной амплификации (Апок., I, 13). Не нужно забывать и о других видениях брата Николая, например, Христа в медвежьей шкуре, Господа и его Жены – с братом Николаем как сыном и т. п. В значительной своей части они выказывают столь же далекие от догматики черты.

С этим великим видением, традиционно связывается образ Троицы в заксельнской церкви, а также символ круга в так называемом «Трактате паломника»: брат Николай показал навестившему его паломнику этот образ. Бланке полагает, вопреки традиции, что между видением и образом Троицы нет никакой связи. Мне кажется, что в данном случае скептицизм заходит слишком далеко. Интерес брата к образу круга должен был иметь основания. Подобные видения часто вызывают смятение и расстройство (сердце при этом «разрывается на части»). Опыт учит, что «оберегающий круг», мандала, издавна является средством против хаотических состояний духа. Вполне понятно поэтому, что брат был очарован символом круга. Но истолкование ужасного видения как богооткровенного не должно было им отвергаться. Связь видения и образа Троицы в Заксельне с символом круга кажется мне весьма вероятной, если исходить из внутренних, психологических оснований.

Видение было, несомненно, возбуждающим страх, вулканическим. Оно прорвалось в религиозное миросозерцание брата Николая без догматического введения и без экзегетического комментария. Естественно, оно потребовало длительной работы для ассимиляции, чтобы привести в порядок душу и видение мира в целом, восстановить нарушенное равновесие. Это переживание истолковывалось на основе непоколебимой в то время догматики, которая доказала свою способность ассимиляции. Страшная жизненность видения была преобразована в прекрасную наглядность идеи Троицы. Не будь этого догматического основания, последствия видения с его жуткой фактичностью могли бы быть совсем иными. Вероятно, они привели бы к искажению христианских представлений о Боге и нанесли величайший вред самому брату Николаю, которого признали бы тогда не святым, а еретиком (если не психически больным), и вся его жизнь, возможно, закончилась бы крушением.

Этот пример очень четко показывает полную переинсталляцию КМ св. Николая под воздействием воспринятой им трансцеденции. Последовательно деформируются господствующая РМ (в данном случае религиозная), затем, идет трансформация эгрегориальных контуров (выход на уровень символов).

В христианской традиции выход на восприятие трансцеденций называли «исполнение святым духом», в буддизме – нирваной. В индустриальную эпоху это стало «гениальной гипотезой». Личности, могущие воспринимать/манипулировать трансцеденциями в разное время носили названия святых, пророков или гениев. Именно они формировали КМ/ТР человечества на протяжении его истории. Для масс их деятельность, в основном, остается в виде изменений РМ и/или социальных протоколов.

Так, И. Ньютон нам, в основном, известен как создатель классической механики, хотя не исключено, что «Математические начала натуральной философии» были лишь бледным рефлексивным отражением его трансцедентных переживаний и его многочисленные богословские и теологические труды лишнее тому подтверждение.

Отметим, что реальность, как правило, активно сопротивляется проникновению в нее чуждой трансцеденции, вокруг ее носителя создается что-то вроде изоляционного слоя из существующих РМ и эгрегоров. Ситуация чем-то напоминает силы Ле-Шателье в теории систем. Очень хорошо показан этот процесс в «Миллиарде лет до конца света» Стругацких.

«Пророки в своем отечестве», «непризнанные гении» – это случаи, когда трансцеденции все таки прорывают защитную оболочку. «Диагноз – шизофрения» гораздо более распространенный случай, когда трансцеденции остаются изолированными в носителе. Таким образом, необходимо констатировать, что для прорыва трансцеденции в реальность необходима соответствующая работа на нижних контурах- рефлексии, эгрегориальных итд.

К примеру, Эв. Теории, одной из которых является, настоящая работа, – являются рефлексивным отражением трансцеденции совершенствования (?), орудием внедрения ее в реальность.

  1. Контур Демиурга

Мысле Действие? == Действию

Строить иерархию выше 8 контура смысла не имеет, поскольку с точки зрения сверхсознания вся эта модель является не более чем одной из возможных метапрограмм.

Конфликт фаз сознания.

Несоответствие – конфликт между фазами сознания приводит к нарушениям работы психики. Так, конфликт бессознательного и предсознания вызывает невротические состояния, описанные в психоанализе, конфликт сознания и предсознания – муки совести и чувство вины. Самый страшный случай возникает в случае конфликта сознания и сверхсознания- изоляция чуждых текущей реальности трансцеденций происходит прямо в психике носителя, внешне это должно выглядеть как шизофрения или раздвоение личности.

Филогенез контуров сознания.

Первая фаза сознания была импринтирована человеку в ходе естественной эволюции, она присутствует также у всех видов животных. Известные отличия возникают из-за воздействия на каждую фазу сознания человека совокупности надсознательных контуров. С импринта второй фазы, человечество начинает развивать свою социальную структуру. По времени это соответствует отделению бранча австралопитеков от остальных человекообразных обезьян. Какой кризис послужил толчком к этому остается (пока) не ясным, но ответом на него, стала инициация второй сигнальной системы (языка), сделавшая социальную структуру протолюдей на порядки совершеннее остальных приматов. В этот период человек (а точнее человеческая стая) становится «абсолютным хищником» и занимает вершину пищевой цепи. Из этого примера хорошо видно, как импринт верхних контуров, легко, будто мимоходом снимает проблемы и ограничения нижних.

Следующий кризис происходит 30–40 т. лет назад в связи с глобальным похолоданием. По видимому, ответом на этот кризис стал импринт 5-го контура в какой-то части человеческих племен. Информация, понимаемая как отчуждаемый от субъекта результат мыследеятельности (искусство, знаковая система, целенаправленное обучение) позволила остановить диссипацию получаемых знаний и навыков, накапливать их. Часть племен не смогла преодолеть этот кризис.

В настоящий момент, обсуждается несколько версий гибели неандертальцев – однако с точки зрения настоящей теории похолодание было не причиной, а скорее толчком к их гибели. Подлинная причина – конкуренция с более совершенно организованными племенами, в которых 5-й контур был уже инициирован. Ведь, несмотря на похолодание, неандертальцы по прежнему оставались абсолютными хищниками, более приспособленными к жизни, чем большинство из видов животных. Проблема возникла из-за конкуренции на социальных контурах. Проигравшие, вероятно, были истреблены в результате последовательного геноцида со стороны победителей…

Импринт пятого контура позволил усложнить социальную структуру (контуры 3-й и 4-й), существенно увеличить и размеры социума. В этот период начинают формироваться протогосударства. Многое было сделано и для улучшения обеспечения 1–2 контуров. Человеческие племена переходят от охоты/собирательства к земледелию и скотоводству. В дальнейший период, 5 контур становится локомотивом прогресса. Постепенно накапливаются знания, традиции, все то, что мы называем культурой, вслед за ними совершенствуется социальная организация. В то же время, импринт 5-го контура не носил массового характера. Да и период активации пятого контура был невелик, и большую часть времени психика по прежнему решала проблемы первых 4.

Социальная структура постепенно усложняется, появляются первые города и централизованные государства. Степень свободы индивидуума на социальных контурах становится ничтожно малой, контура насыщаются.

Свобода воли в таких условиях или переходит (вытесняется) на другой контур психики (верхний или нижний), или активно выступает против существующего порядка вещей, становится антисистемной. Таким образом, насыщение является кризисным состоянием, за которым идет или новый виток развития, или крах системы и последующий откат. Невозможность обеспечить массовый переход сознания субъектов на 5 контур и выше явилась причиной гибели многих великих цивиллизаций древности.

Можно сформулировать гипотезу: для массового перехода на n-й контур требуются, по крайней мере, действующие единичные конструкты из n+1 контуров. Локусы будущего.

Т.е. для массовой активации 5-го контура требуется глобальная рефлексивная модель. В Европе она была сформирована только к 13 веку. Великий теолог средневековья, Фома Аквинский придал католической картине мира красоту и законченность, которой мог бы позавидовать даже Эйнштейн.

В средневековой же Европе были созданы университеты, обеспечивающие ретрансляцию католической РМ, т.е импринт конструктов 6-го контура. В технологическом же плане, настоящим прорывом стало изобретение книгопечатания, упростившее и удешевившее процесс доставки информации до субъектов. В дальнейшем, и высшее образование, т.е импринт 6-го контура, было поставлено на поток. В социальном и материальном плане массовый импринт контуров сознания породил эпоху индустриализма. Высшую позицию в социальной организации теперь занимает проект – общность людей с одной и той же РМ.

Перспективы

В текущей реальности человечество испытывает новый кризис, вызванный насыщением 5–6 контуров. Предпосылки для прорыва вперед уже есть – с совершенствованием компьютерных сетей, процессы генерации, переработки и поиска, а в последствии и интерпретации информации становятся все более автоматическими. Первую скрипку здесь, видимо, будут играть проекты типа «Гуттенберг» (см. С. Переслегин «Пилотный проект Гуттенберг») и система распределенной сетевой обработки информации. Не исключено и создание искусственного интеллекта, по скорости и мощности превосходящего сегодняшний человеческий.

Однако, эти предпосылки еще не означают активизации контуров сверхсознания- возможен и уход в антисистему или на нижние контуры, то есть откат по модели Вавилонского столпотворения. Кроме того, автоматизация генерации и распростанения РМ может впустить в мир трансцеденции решительно несовместимые с ним, что может привести к разрушению уже построенного базиса.

Ответственность за дальнейший путь прогресса человечества должен нести каждый, вступивший на этот путь.

Sapienti sat.

[наверх]


© 2002 Р.А. Исмаилов