К рубрикатору «Письма наших читателей» |
Сменить цвет |
16 июля с.г. в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция с участием председателя Межрегионального общественного движения «Партия России» Юрия Васильевича КРУПНОВА, руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Дмитриевича СОБЯНИНА и генерального директора Федерального Экспертного Канала CMNews.Ru Серафима Эдуардовича МЕЛЕНТЬЕВА, на которой был поставлен вопрос о необходимости специальной политики по Большому Кавказу и позиция России по ситуации вокруг Южной Осетии.
Полная видеозапись конференции: http://www.rian.ru/rian/pressclub.cfm?page=conf&cnf=11161
Список СМИ, присутствовавших на пресс-конференции в РИА "Новости":
Ведущий пресс-конференции: В.Ф.Миронов.
Вопросы на пресс-конференции задавали:
Ниже представлено краткое содержание основного выступления Юрия Крупнова. Основная часть пресс-конференции и вопросы журналистов доступны для прослушивания видеофайлом на интернет-странице http://www.rian.ru/rian/pressclub.cfm?page=conf&cnf=11161
Быстрое нагнетание обстановки вокруг Южной Осетии поставило перед Россией новые вызовы, которые требуют смены политики государства и позиции российских политических и общественных структур по отношению к политике на Большом Кавказе в целом, и к волеизъявлению осетинского народа в частности. Появление в доктрине и реальной политике США нового региона мира — «Большого Ближнего Востока» — является предтечей полного выдавливания России из Кавказа и подготовки к вытеснению России из Каспийско-Среднеазиатского региона. На доктринальный американский вызов требуется доктринальный ассиметричный российский ответ. Общественное движение «Партия России» считает, что:
1. Начиная с июня с.г., после резкого обострения ситуации вокруг Южной Осетии, невозможно отстаивать позиции России в мире и на Кавказе в отсутствие целостной стратегии России на Кавказе, «Кавказской доктрины». Кавказская доктрина должна показать курс России на мировую державу и показать Кавказ как важнейший элемент в мировой архитектонике и геометрии российского присутствия.
2. Конфликты между Южной Осетией и Грузией, равно как и между федеральным центром РФ и чеченскими незаконными вооруженными формированиями, а также между Нагорным Карабахом и Азербайджанской Республикой, не могут быть до конца разрешены до тех пор, пока речь идет о двусторонних отношениях «Россия-Грузия», «Москва-Грозный», «Азербайджан-Армения». Северокавказские национальные республики и «русские» области Российской Федерации, Армения, Азербайджанская Республика, Грузия, Исламская Республика Иран и Турция представляют собой геоэкономическую, геополитическую и культурно-цивилизационную целостность — Большой Кавказ. Только при рассмотрении кавказских вызовов в свете Большого Кавказа и вовлечения в регион не-кавказских государств возможен выход из нынешних тупиковых ситуаций, который отвечал бы национальным интересам России.
3. Россия выдвигает проект «Большой Кавказ», который должен создать пространство, опережающего экономического, инфраструктурного и гуманитарного развития. Россия приглашает Армению, Азербайджан, Грузию, Иран, Турцию, все государства доброй воли присоединиться к этой инициативе.
4. Россия является ключевым государством Кавказа. Ситуация вокруг Большого Кавказа не может рассматриваться без учета интересов государств Каспийско-Среднеазиатского региона, прежде всего Казахстана и Туркмении. Однако казахстанский и туркменский факторы действуют на Кавказе только в разрезе американской, российской и европейской стратегий по транспортировке нефти и газа из Каспийского региона. Интересы США и стран Евросоюза на Кавказе жестко лимитированы их подходом к развитию отношений со всеми государствами Прикаспия, что позволяет России более действенно разрешать собственно кавказские проблемы.
5. Стратегия России на Кавказе состоит в том, чтобы Кавказ из пространства «балканизации Евразии», пространства расширения военных угроз, пространства расширения долговременных управляемых конфликтов, стал регионом обеспечения стратегической стабильности Евразии, регионом мира, развития и процветания. Процветающий Кавказ должен представлять пример нового миропорядка в 21 веке. Кавказ, вместе с прилегающими к нему Черным и Каспийским морями, является самостоятельной всемирно-исторической сущностью, многовековой реальностью и требует единства всех составляющих Кавказ государств. Нельзя и дальше попустительствовать военной интернационализации Кавказа, вовлечению в регион внешних национальных и международных вооруженных подразделений, неформальных повстанческих и террористических структур. Надежный долговременный мир в регионе без согласия всех участников Большого Кавказа невозможен.
6. Замирение воюющих сторон и удержание в невоенных формах потенциальных политических межгосударственных и межрегиональных споров на Большом Кавказе невозможно в долгосрочном плане без решения задачи экономического развития региона. На Кавказе Россия различает по экономической стратегии:
6.1. Экономическая стратегия на Большом Кавказе. Действия государственных структур аппарата внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) должны четко отражать незаинтересованность России в проектах транспортировки нефти и газа в регионе без участия России как государства или российских компаний, прежде всего имея в виду два проекта — нефтетранспортный «Баку-Тбилиси-Джейхан» и газотранспортный «Транскаспийский проект», а также в транспортно-инфраструктурных проектах Евросоюза без участия России, в первую очередь в проекте транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (TRACECA, Transport corridor Europe-Caucasus-Asia) и проектах оптоволоконных широтных коммуникаций без участия российских регионов и компаний. Россия заинтересована в большем вовлечении в нефтегазовые, транспортные и коммуникационные проекты на Большом Кавказе государственных компаний Армении, Исламской Республики Иран, Казахстана, как ключевой не-кавказской прикаспийской страны, а также создании совместных компаний с компаниями этих стран. Россия заинтересована в привлечении компаний из Турции, Азербайджана и Грузии в существующие и создаваемые СП с участием российской стороны.
6.2. Экономическая стратегия на Северном Кавказе. Правительство РФ и участники экономической деятельности формируют свои подходы к развитию хозяйственного комплекса Северо-Кавказского экономического района (СКЭР) с учетом трехокружного районирования: Азовско-Причерноморский округ СКЭР, Центрально-Северокавказский округ СКЭР, Нижневолжско-Прикаспийский округ СКЭР. Учитывая неоднородность трех округов, а также то обстоятельство, что в первый и второй округа входят национальные республики и «русские» регионы, а в третий формально входят лишь национальные республики Калмыкия и Дагестан, хозяйственное развитие Нижневолжско-Прикаспийского округа СКЭР рассматривается вместе с развитием «русских» областей — Астраханской и Волгоградской.
Также, как должен различаться состав внешнеэкономических партнеров трех округов СКЭР, должна различаться и хозяйственная специализация:
Аппарат внешней политики РФ содействует развитию:
6.3. Экономическая стратегия по двустороннему сотрудничеству России со странами Закавказья. Россия считает ключевым стратегическим экономическим и военным партнером в Закавказье Армению. Россия развивает двусторонние отношения с Азербайджаном и Грузией при учете интересов и позиции Армении. Россия развивает экономическое сотрудничество с Азербайджаном и Грузией при обязательном учете экономических интересов России в Прикаспии и Черноморском регионе, а также с учетом политической ситуации с гражданами Российской Федерации в этих странах. Россия заинтересована в мирном диалоге вовлеченных сторон в межгосударственных и межрегиональных конфликтах в Закавказье, при обязательном участии российской стороны как участника переговоров, а также в легализации и улучшении условий труда в Российской Федерации трудовых мигрантов из стран Закавказья.
В экономической сфере Россия развивает сотрудничество с Азербайджаном и Грузией с учетом задач экономического развития российских республик и областей трех округов Северо-Кавказского экономического района.
7. Россия полностью признает энергетические интересы США и Евросоюза в Кавказском и Каспийско-Среднеазиатском регионах Центральной Евразии, однако считает важным проводить эти интересы с учетом ключевой роли России на Большом Кавказе. Россия считает нежелательным бесконтрольное дальнейшее расширение военной вовлеченности иностранных государств в ситуацию на Большом Кавказе.
8. Россия признает важность Исламской Республики Иран как стратегического партнера Российской Федерации в Организации Исламская Конференция (ОИК) и в целом в странах мира Ислама, понимает важность улучшения ситуации на Большом Кавказе для смягчения сложной политической и экономической ситуации в странах мира Ислама.
Россия заинтересована в привлечении инвестиций из стран ОИК в северокавказские регионы РФ и страны Кавказа, включая инвестиции из арабских стран, Малайзии и других стран-членов ОИК. Россия заинтересована в создании СП с участием иранских компаний в различных отраслях экономики в трех округах Северо-Кавказского экономического района, прежде всего в Центрально-Северокавказском и Нижневолжско-Прикаспийском, а также в российских регионах на Северо-Западе РФ в рамках МТК «Север-Юг».
9. Россия понимает ту выдающуюся роль, которую играет Турция в части удержания существующих конфликтов в странах Большого Кавказа от дальнейшего разрастания, а также видит роль Правительства Турецкой Республики в расширении экономического сотрудничества с северокавказскими регионами РФ, Исламской Республикой Иран и государствами Заказвказья. Россия заинтересована в дальнейшем расширении нефте- и газотранспортных, транспортных и коммуникационных проектов с участием турецких компаний как в северокавказских регионах РФ, так и в трех странах Закавказья.
10. Подтверждая значимость рассмотрения всего комплекса проблем с пониманием целостности Большого Кавказа, назначается специальный полномочный представитель Президента Российской Федерации по Большому Кавказу в ранге, равном послу по особым поручениям МИД РФ. Спецпредставитель президента РФ по Большому Кавказу имеет свой аппарат, в работе которого на постоянной основе участвуют представители Аппарата Правительства РФ, Минэкономразвития, Минфина, Минтранса, Мининформсвязи, Минприроды, Минэнергетики, Минобразования, Минсельхоза, ФСБ, Минобороны, МВД и других федеральных структур исполнительной власти, а также трех структур вне органов исполнительной власти РФ — Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, ОДКБ и МТК «Север-Юг». Окончательный состав аппарата специального представителя президента Российской Федерации по Большому Кавказу формируется по решению Администрации Президента РФ.
© 2002 Р.А. Исмаилов